Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

Отчет о пешеходном туристском походе IV к.с. по Южному и Центральному Алтаю

Дата: 4-29 августа 2005 г.

Маршрутная книжка № 1/1-406

Руководитель: Бычков К.С. (Москва)

Отчет из библиотеки МГЦТК № 6195

Содержание

1. Справочные сведения о походе
2. Характеристика района и маршрута похода
2.1. Общая смысловая идея похода
2.2. Варианты подъезда и выезда с маршрута
2.3. Сведения о возможности организации заброски на маршруте
2.4. Порядок доступа в особые зоны
2.5. Адреса и телефоны поисково-спасательной службы
3. График движения
4. Техническое описание маршрута
5. Картографический материал
6. Координаты некоторых точек маршрута
7. Сведения о материальном оснащении группы
8. Выводы и рекомендации

 

1. Справочные сведения о походе

Учреждение: Федерация спортивного туризма - объединение туристов Москвы.

Район похода: Южный и Центральный Алтай.

Вид туризма: пешеходный.

Категория сложности: четвертая.

Нитка маршрута: мин. ист. Тёплый Ключ - пер. Тёплый Ключ (н/к, 2900 м) - р. Калгуты v - Аргамджи - р. Калгуты ^ - пер. Тёплый Ключ (н/к, 2900 м) - мин. ист. Тёплый Ключ - р. Жасатер - устье р. Аюут - переезд до пос. Джазатор - р. Аргут - р. Коксу ^ - р. Орочаган ^ - пер. Сланцевый (Слоистый, 1Б, 2880 м, первопрохождение) - р. Кулагаш - разведка перевала Кулагаш-Куркуре - пер. Кулагашский (1Б, 2880 м) - ледн. Куркуре - пер. Субботник (2А, 3045 м, первопрохождение) - ледн. Куркуре Северный - пер. Веселый (1Б, 2975 м) - ледн. Менсу - р. Менсу v - р. Эдогыр ^ - пер. ОКА (1Б, 3221 м) + траверс массива в. 3417,7 м + пер. Караайры Южный (1Б, 3300 м) - ледн. Текелю Восточный - р. Текелю - р. Ярлу - оз. Аккемское - р. Аккем v - пер. Кузуяк (н/к, 1513 м) - пос. Тюнгур.

Протяженность: 241 км.

Сроки похода: с 4 по 29 августа 2005 года.

Продолжительность активной части: 22 дня (2 дневки).

Номер маршрутной книжки: 1/1-406.

Поход рассмотрен МКК Федерации спортивного туризма - Объединения туристов Москвы в составе Ляпина В.Г. (заместитель председателя), Востокова И.Е. и Устинова С.В.

Составил Бычков К.С.

Состав группы

№ п/п Ф.И.О. Г.р. Туристский опыт Перевальный опыт Обязанности в группе
1 Бычков Константин Сергеевич 1978 5 к.с.Р Юго–Западная Тува 2А к.т. Р руководитель
2 Водовозов Владимир Юрьевич 1974 5 к.с.У Приполярный Урал; 3 к.с.Р Кодар 2Б к.т. У; 1Б к.т. Р медик
3 Иванов Александр Владимирович 1987 5 к.с.У Юго–Западная Тува 2А к.т. У ответственный за топливо
4 Лазаренко Евгений Русланович 1982 3 к.с.У Юго–Западная Тува 1Б к.т. У реммастер
5 Павленко Григорий Петрович 1984 3 к.с.У Юго–Западная Тува 2А к.т. У ответственный за питание
6 Шилкин Денис Александрович 1983 3 к.с.У Юго–Западная Тува 2А к.т. У ответственный за снаряжение

Все участники прошли маршрут полностью.

Составил Бычков К.С.

2. Характеристика района и маршрута похода

Район похода широко известен туристам, имеется литература и множество отчетов, так что в данном разделе приведены только наиболее важные и свежие сведения.

2.1. Общая смысловая идея похода

Общую идею похода - изучить малопосещаемый водораздел притоков Бухтармы и притоков Аргута - нам подсказал Вадим Ляпин. Мы сразу "загорелись". Действительно, весьма заманчиво было открыть новые перевалы, полюбоваться бифуркационными озерами, а затем пройти малоизвестные, интересные в техническом отношении перевалы на Катунском хребте.

Перевалы на Катунском хребте, информации о которых в широком доступе (библиотеки отчетов, интернет) не имеется, нам также указал Вадим Ляпин. Мы очень благодарны ему за помощь!

2.2. Варианты подъезда и выезда с маршрута

Как попасть в район похода

Существуют два основных способа попасть в район похода: самолетом и по железной дороге. Самолеты из Москвы летают в Барнаул (ежедневно), стоимость билета при покупке в оба конца - 8500 рублей.

Поезда из Москвы ходят в Барнаул (ежедневно) и Бийск (прицепные вагоны к барнаульскому поезду). Стоимость плацкартного билета до Бийска - 1500 рублей.

Как попасть в горы

От Бийска до гор добираться можно либо вертолетом (дорого и вряд ли целесообразно), либо автотранспортом по Чуйскому тракту: трассе М-52 Новосибирск - Барнаул - Бийск - Ташанта - государственная граница.

До Кош-Агача и Тюнгура дойдет любой автотранспорт - хоть легковая машина. От Кош-Агача до Джазатора или Теплого Ключа летом 2005 года доходили "Газели", не говоря уже об УАЗах. От Теплого Ключа до Аргамджи легковой УАЗ, по словам местных жителей, доезжал, но не всякий водитель на УАЗе туда поедет. ГАЗ-66, "Урал" или КАМАЗ доходят до Аргамджи без проблем. До моста через Коксу дойдет УАЗ. Вверх по долине Коксу пройдет тоже только ГАЗ-66, "Урал" или КАМАЗ. Проехать по Коксу можно чуть выше устья реки Кошбулак. Помочь с транспортом в Джазаторе может Чагиев Бауржан (ул. Беляшинская, д. 41).

Можно воспользоваться регулярным автотранспортом - все поселки связаны с Горно-Алтайском автобусным сообщением, но автобусы ходят редко, и втиснуться в них группе с рюкзаками может быть затруднительно. К тому же их средняя скорость невелика.

Намного удобнее воспользоваться заказным автотранспортом. Мы пользовались (и всем советуем) услугами фирмы "БийскАлтайТур" (сайт в Интернете http://www.bialtur.biysk.ru, директор Замчалов Иван Юрьевич).

Ни одного отрицательного отзыва о работе этой фирмы мы не слышали, и сами убедились в её надежности и порядочности. Цены, указанные на сайте, являются окончательными, ни о каких "доплатах за бензин" и "дальше не поеду, если не подкинете" речи быть не может. Если требуется оформление финансовых документов, то они оформляются прямо на месте вместе с оплатой проезда.

Возможна заброска в любую доступную точку Алтая на легковой машине, микроавтобусе ("Газель" или УАЗ-"буханка") или автобусе, если нужен ГАЗ-66, то Иван Юрьевич выступит в качестве посредника, причем бесплатно!

По предварительной договоренности, машина для выезда группы с маршрута может быть подана в указанную точку к указанному времени.

Мы ехали от Бийска до Теплого Ключа на УАЗе, что обошлось в 15000 рублей с группы. Дальше водитель ехать не решился ("железная" договоренность с ним была только до Теплого Ключа). Дорога заняла полтора дня.

Обратно в Бийск выезжали из Тюнгура на "Газели" за 8000 рублей с группы. Дорога заняла 10 часов.

2.3. Сведения о возможности организации заброски на маршруте

В горах постоянно никто не живет, так что заброску надо закапывать, подвешивать на дерево и тому подобное. На кочевников в этом вопросе лучше не полагаться. Постоянного "хранителя" источника Теплый Ключ нет. Согласятся ли оставить заброску на руднике - сложный вопрос. В Джазаторе заброску оставить труда не составит.

2.4. Порядок доступа в особые зоны

Кош-Агачский и Усть-Коксинский районы целиком находятся в пределах погранзоны, поэтому для прохождения маршрута, затрагивающего эти районы, необходимо получить пропуск в погранзону. Пропуска оформляются либо в Акташском погранотряде, либо в комендатуре в Усть-Коксе (туда направят с погранпоста, расположенного на дороге Туэкта - Тюнгур). Для оформления пропуска требуются только паспорта всех членов группы и заполняемое на месте заявление. Маршрутная книжка пограничников не интересует. При проверках предъявляется пропуск и все паспорта, так что заклеивать их семью слоями скотча и прятать на самое дно рюкзака не стоит.

2.5. Адреса и телефоны поисково-спасательной службы

Ниже приведен список дислокаций Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской поисково-спасательных служб (ПСС) и входящих в них поисково-спасательных отрядов (ПСО) МЧС России. По истечении времени адреса и руководители ПСС и ПСО МЧС могут меняться.

Западно-Сибирская региональная ПСС

656016, г. Барнаул, Микронная, 137

Начальник ПСС Зюков Виктор Владимирович, тел. /385-2/ 43-60-09 Заместитель Дракин Георгий Валентинович

Бийский ПСО

629329, г. Бийск, Смоленский тракт, 29, т/к <Алтай>

Начальник ПСО Альшаков Валерий Борисович, тел. /385-42/2-82-49

ПСС Республики Алтай

659700, Респ. Алтай, г. Горно-Алтайск, ГорноАлтайская, 56, кв. 22

Начальник ПСС Якубовский Валерий Иванович, тел. /385-41/ 2-91-41 Заместитель Сухов Владимир Николаевич

ПСО Ак-Тру

Респ. Алтай, Кош- Агачский р-н, ГМС Ак-Тру (для корр. - адрес респ. службы)

Начальник ПСО Казаков Юрий Иванович

3. График движения

Дата Участок пути Км Ход. время, час.:мин. Подъем, м Спуск, м Способ передвижения
1.08–4.08 Москва – Бийск поезд, самолет**
4.08 Бийск – Акташ УАЗ
5.08 Акташ – источники Теплый Ключ УАЗ
6.08 м.н.*** – р. Калгуты 20,5 5:30 600 380 пешком
7.08 м.н. – застава Аргамджи 20 4:50 20 290 пешком
8.08 м.н. – р. Калгуты 26**** 5:45 410 20 пешком
9.08 м.н. – источники Теплый Ключ 14,5**** 3:40 260 600 пешком
10.08 м.н. – левый приток р. Усай 18 4:10 400 260 пешком
11.08 м.н. – устье р. Аюут 16 3:20 0 190 пешком
12.08 м.н. – пос. Джазатор УАЗ
13.08 м.н. – низовья р. Коксу 22 4:40 40 40 пешком
14.08 м.н. – р. Кошбулак 17 4:00 40 0 пешком
15.08 м.н. – среднее течение р. Орочаган 17,5 4:30 240 0 пешком
16.08 Дневка
17.08 м.н. – верховья р. Орочаган 15 4:40 880 0 пешком
18.08 м.н. – пер. Сланцевый (1Б, 2880 м) – р. Кулагаш; разведка перевала Кулагаш–Куркуре 6,5 4:30 840 940 пешком
19.08 м.н. – пер. Кулагашский (1Б, 2880 м) – правый исток р. Куркуре 5 4:30 460 430 пешком
20.08 м.н. – пер. Субботник (2А, 3045 м) – ледн. Куркуре Северный 7,5 4:10 595 245 пешком
21.08 м.н. – пер. Веселый (1Б, 2975 м) – устье р. Эдогыр 10 5:50 175 1025 пешком
22.08 м.н. – верховья р. Эдогыр 4,5 3:50 890 0 пешком
23.08 м.н. – пер. ОКА (1Б, 3221 м) – пер. Караайры Южный (1Б, 3300 м) – р. Текелю 6 3:40 570 750 пешком
24.08 м.н. – оз. Аккемское 13 3:30 300 900 пешком
25.08 м.н. – устье р. Текелю 9 1:50 0 460 пешком
26.08 м.н. – р. Аккем 15,5 4:20 200 600 пешком
27.08 м.н. – пер. Кузуяк (н/к, 1513 м) – Тюнгур 18 3:40 460 650 пешком
28.08 Тюнгур – Бийск «Газель»
29.08–1.09 Бийск – Москва поезд, самолет
  ИТОГО В ЗАЧЕТ 241   7380 7780  

**) один из участников летел до Барнаула и обратно самолетом, остальные ехали поездом.

***) м.н. - место ночевки.

****) повторное прохождение участка маршрута - в зачет не идет.

Заявленная нитка маршрута

Мин. ист. Тёплый Ключ - пер. Тёплый Ключ (н/к, 2900 м) - р. Калгуты v - р. Бетсу-Канас - оз. Укок - р. Кара-Булак - р. Мукыр -оз. Алахинское - р. Звончиха - р. Коксу ^ - р. Орочаган ^ - р. Кулагаш - ледн. Куркуре - ледн. Куркуре Северный - ледн. Менсу - р. Менсу v - р. Эдогыр ^ - ледн. Текелю Восточный - р. Текелю - р. Ярлу - оз. Аккемское - р. Аккем v - пос. Тюнгур.

Причины изменения маршрута и графика - в техническом описании. Основная беда - взаимонепонимание с пограничниками, возникшее отчасти из-за непонятной формы пропуска, отчасти из-за создания на плато Укок некоей "зоны покоя". Что это такое, с чем его едят, как туда попасть на законных основаниях - загадка.

4. Техническое описание маршрута

Введение

Техническое описание маршрута написано по дням. Каждый день разбит на несколько участков. Ходовое время отсчитывается от начала участка, если иное не указано прямо! Под ходовым временем понимается чистое ходовое время, т.е. из времени, затраченного группой на прохождение участка, уже вычтено время всех привалов. Слова правый и левый по отношению к берегам рек, бортам долин и кулуаров трактуются как орографические понятия (если не указано обратное).

Фотографии выполнены Шилкиным Д.А. и Лазаренко Е.Р.

Листы карты для удобства пользования вставлены в текст технического описания. Схема стыковки листов и условные обозначения приведены в разделе 5.

1-5 августа (1-5 дни похода)

Участок маршрута: Москва - Барнаул - Бийск - Акташ - минеральные источники Тёплый Ключ

Прибываем в Бийск в 15:40 по местному времени беспересадочным вагоном Москва - Бийск (летевший самолетом участник подсел в поезд в Барнауле). В Бийске нас встречает Иван Юрьевич Замчалов.

Наш УАЗ подан прямо к поезду. Заезжаем в офис "БийскАлтайТура", оставляем там часть вещей на обратный путь.

Дорога от Бийска до Акташа длиной 466 км занимает примерно 8 часов. Сначала она пролегает по равнинной местности, а затем по горной - по долине Катуни, ее левого притока Семы, затем через Семинский перевал она снова спускается к Катуни и уходит в долину р. Чуя (правый приток р. Катунь).

В Акташе мы оказались уже поздней ночью. В придорожной гостинице мест нет, но нас пустили в одну из складских комнат переночевать в спальниках на полу.

С утра отправляемся в погранотряд. Заполняем заявление, его вместе с паспортами забирают на рассмотрение, мы ждем у ворот. После обеда, в два часа дня, нас вызывают на проходную, возвращают паспорта и дают пропуск. Маршрут в пропуске указан туманно: перечислены погранзаставы, местонахождение которых не вполне ясно, а дальше (после реки Орочаган) указаны долины рек. Водителю выдан пропуск до Теплого Ключа и обратно.

До Кош-Агача добираемся менее двух часов. Поворачиваем на улучшенную грунтовую дорогу, ведущую на Джазатор. Состояние дороги довольно хорошее - пройдет не только УАЗ, но и "Газель". В одном месте встречаем работающую технику - дорогу улучшают. После поворота с дороги Кош-Агач - Джазатор на Теплый Ключ дорога становится похуже, но остается "газелепроходимой".

Прибываем в Теплый Ключ к семи часам вечера. Источники расположены вблизи рудника, благодаря которому дорогу будут поддерживать в терпимом состоянии. Но дальше источников по дороге регулярно ездят только "Уралы" и КАМАЗы на заставу Аргамджи и качество дороги резко ухудшается.

Пропрыгав на ухабах метров 100 водитель отказывается ехать дальше. Понять его несложно, дорога для УАЗа и впрямь не сахар, хотя позже местные жители говорили, что УАЗы до Аргамджи доходят. Короче говоря, советуем полагаться на УАЗ при заезде только до Теплого Ключа.

Выгружаемся и ставим лагерь. Площадки для палаток хорошие, вода в маленьком ручейке, дров нет.

На правом берегу реки Жумалы стоят несколько деревянных строений (фото 1): домики для постоя отдыхающих и сруб с печкой над ванной. Вода в ванной, несмотря на название курорта, не очень теплая. Говорят, что это из-за дождей: протекающий через сруб ручей наполнен дождевой водой, из-за этого вода источника холоднее и концентрация радона меньше.

6 августа (6 день похода)

Участок маршрута: минеральные источники Тёплый Ключ - перевал Тёплый Ключ (н/к, 2700 м) - верховья р. Калгуты

Выходим на маршрут в 9:00. Идём по дороге на юг по правому борту долины реки Жумалы. Долина покрыта мхом и мелким кустарником, в котором дрова на ночлег собрать тяжело, но если "припрёт" - можно (фото 2). Дорога постепенно набирает высоту, поднимаясь на перевал Тёплый Ключ (фото 3). Подъем в целом не крутой, серпантинов мало. Но нашу жизнь осложняют тяжёлые рюкзаки. Наконец, поднимаемся на перевал.

Перевальная седловина широкая, платообразная, в юго-восточной её части лежит озеро. На юго-восточном берегу озера стоит изба (фото 4). Останавливаемся в избе на обед. Любуемся видом на хребет Сайлюгем (фото 5). Путь сюда от источников занял 2 часа 30 минут.

Спускаемся с перевала на юго-восток, в долину реки Калгуты. Дорога идет без серпантинов по левому борту долины (фото 6). Встречаем патруль на "Урале". Проверив документы, пограничники дают нам указание зайти на заставу Аргамджи - зарегистрироваться. Спускаемся к слиянию истоков реки Калгуты. Дорога ведет себя не так, как "велит" карта": продолжает идти левым бортом долины, не теряя высоту и заходя в долины всех притоков. Решаем срезать - пройти вдоль русла Калгуты. Идем на юг без тропы по мху и зарослям мелких (не выше 20 см) кустарников. Начинается дождь, мшаник намокает. Ниже по течению, там, где русло Калгуты прижимается к склонам вершины 3187 м, снова выходим на дорогу. Поскольку нам выпало сравнить трудоемкость обоих вариантов пути (вдоль русла Калгуты и по дороге) последователям советуем в сухую погоду идти вдоль русла, а в мокрую - по дороге (она тверже, хотя высоту придется набирать и сбрасывать).

Не доходя примерно 2 км до устья большого левого притока реки Калгуты, останавливаемся на ночевку вблизи пересекающего дорогу маленького ручейка. Площадки под палатки хорошие, хоть их и пришлось поискать, вода в ручейке, дров нет. Путь от перевала до места ночевки занял 3 часа.

7 августа (7 день похода)

Участок маршрута: верховья р. Калгуты - окрестности заставы Аргамджи

С утра идет дождь. Выходим на маршрут в 10 часов. Дождь почти сразу перестает. Удача - награда за смелость, однако. Через 15 минут после выхода спускаемся по дороге к руслу Калгуты. Здесь развилка: одна дорога переходит реку, другая идет по левому берегу. На правом берегу тоже видна дорога, которая, как мы надеемся, позволит сократить путь. Переходим на правый берег Калгуты (ширина брода 10 м, глубина до 40 см, скорость течения около 1,5 м/с). Продолжаем движение по дороге вниз по течению реки Калгуты. Через 45 минут после выхода дорога упирается в брод через Калгуты. Возвращаемся на левый берег реки. Теперь, приняв левый приток, она стала мощнее - ширина брода 15 м, глубина до 50 см, скорость течения около 1,5 м/с. В сухую погоду, по всей видимости, броды будут проще.

Далее продолжаем идти без каких-либо приключений по дороге вдоль левого берега реки Калгуты. Долина постепенно меняет направление с юго-западного на западное, затем заметно расширяется. Дорога уходит к северо-западу - к заставе Аргамджи, мы же сворачиваем с нее и идем на запад вдоль склонов левого борта долины Калгуты. Степь очень твердая, растительность - убогая травка. Оставляем слева озеро, переваливаем низкий пологий увал и спускаемся в широкую долину ручейка - левого притока реки Аргамджи Центральная. Характер местности здесь тот же (фото 7). На юго-западе видны склоны массива Табын-Богдо-Ула (фото 8).

Останавливаемся на ночевку. Ровных площадок сколько угодно, никаких кустарников нет даже возле русла ручейка, из которого берем воду. Ходовое время за день - 4 часа 50 минут.

Решаем все же выполнить указание патруля и сходить на заставу. Правильном ли оказалось это решение - не знаем до сих пор.

На заставе часовой уносит наши документы и вскоре возвращается с капитаном - начальником заставы. Капитан, указав на отсутствие в нашем пропуске слов "застава Аргамджи", в категорической форме велит нам покинуть зону ответственности заставы к утру, пообещав "принять меры" в случае невыполнения указания. Никакие уговоры не действуют. Возможно, его категоричность усилил предстоящий визит командира Акташского погранотряда (мы его встретили через два дня на Теплом Ключе).

Вернувшись на место ночевки и посоветовавшись между собой, решаем не шутить с уголовным кодексом и, чтобы вернуться на свой маршрут, совершить обходной маневр: Аргамджи - Теплый Ключ - Джазатор (слов "застава Джазатор" в нашем пропуске есть) - р. Коксу - р. Орочаган. Масштабы этого маневра впечатляют, но времени должно хватить. Да и выбора у нас нет. Законного, по крайней мере.

8 августа (8 день похода)

Участок маршрута: окрестности заставы Аргамджи - верховья р. Калгуты

Возвращаемся по уже пройденному пути. Отличий два:

1. Не переходим Калгуты дважды, а идем все время по ее левому берегу. Крюк при этом получается совсем небольшой. Брод через левый приток имеет ширину менее 10 м, глубину до 40 см, скорость течения около 1,5 м/с.

2. В верховьях долины Калгуты не срезаем петли дороги. Так длиннее, но не приходится идти по мшанику. В сухую погоду лучше срезать в мокрую - идти по дороге.

Погода хорошая. Любуемся видами (фото 9).

9 августа (9 день похода)

Участок маршрута: верховья р. Калгуты - перевал Тёплый Ключ (н/к, 2700 м) - минеральные источники Тёплый Ключ

Переходим перевал и возвращаемся на источники Теплый Ключ. Вечером купаемся в ванной, отдыхаем. Пытаемся найти машину, чтоб хоть немного сократить пеший путь и сэкономить время на техническую часть маршрута в Катунском хребте. Везти никто не хочет - все приехали сюда отдыхать, да и бензина лишнего у них нет. На руднике свободных машин нет, а попуток в ближайшие дни не ожидается. В общем, рассчитывать выехать с Теплого Ключа без предварительной договоренности не стоит.

По долину Жумалы спускаться местные жители не советуют. По их утверждению, перейти реку Жасатер там не удастся. У нас информации нет (мы же в эти места не собирались!), поэтому решаем назавтра идти по дороге.

10 августа (10 день похода)

Участок маршрута: мин. ист. Тёплый Ключ - левый приток р. Усай

С утра еще раз для очистки совести обходим автовладельцев, потом собираем рюкзаки и отправляемся по дороге по направлению на Кош-Агач. Дорога проходит 4 км по правому берегу Жумалы вниз по течению, затем поворачивает на восток, вверх по долине правого притока реки Жумалы (фото 10). Подъем некрутой, но с нашими рюкзаками все равно довольно утомительный. Через 3 часа 10 минут поднимаемся на перевал в долину реки Усай. Здесь, как и показано на карте, есть развилка, но вместо улучшенной дороги, уходящей на юго-запад под вершину 3143 м, в наличии имеется лишь давно не езженая колея. Все ездят по дороге, по которой мы идем.

Далее двигаемся по дороге на северо-восток, плавно спускаясь в долину реки Усай. Через 1 час после перевала, еще не до конца спустившись в долину Усая, останавливаемся на ночлег у небольшого ручья - левого притока реки Усай. Площадки для палаток ровные, дров нет, вода в ручье.

11 августа (11 день похода)

Участок маршрута: левый приток р. Усай - база ДРСУ в устье р. Аюут

С утра продолжаем движение по дороге на северо-восток. Дорога спускается к реке Усай и идет вблизи русла вниз по течению, в северном направлении. На правый берег реки Усай дорога переходит по мосту. Через 2 часа 10 минут, перейдя по мосту реку Жасатер, останавливаемся на обед рядом с развилкой дорог из Кош-Агача на Джазатор и Теплый Ключ.

После обеда направляемся от развилки по улучшенной грунтовой дороге на северо-запад, в сторону поселка Джазатор. Машины по дороге ходят редко, примерно одна в час. В основном, это легковые УАЗы. Через 1 час 10 минут переходим по мосту реку Аюут. На правом берегу реки стоят несколько новых деревянных строений, огороженных забором. Зайдя внутрь, узнаем, что это база Кош-Агачского ДРСУ (фото 11). На базе постоянно живет сторож, а в данный момент там остановились на обед едущие в Кош-Агач дорожники. Они живут в Джазаторе и завтра собираются обратно, готовы нас захватить. Сторож - Андрей Дмитриевич Дмитриев - любезно предлагает нам подождать на базе.

"Если подвернется кто раньше меня - езжайте, хотя вряд ли - сейчас все на сенокосе" - сказал водитель на прощание. Впоследствии мы увидели не одно подтверждение, что сенокос в этих краях - и впрямь всеобъемлющее действо.

До конца дня отдыхаем, моемся в бане.

12 августа (12 день похода)

Переезд: база ДРСУ в устье р. Аюут - пос. Джазатор

С утра для очистки совести пытаемся поймать попутку. Это в пору сенокоса и впрямь непросто - машин мало, все груженые, даже по два человека не сядешь.

Дорожники приезжают только во второй половине дня. Им ещё нужно слить солярку из бака одного из тракторов. Дабы уехать поскорее, сами вызываемся им помочь. К шести часам, наконец, грузимся, прощаемся с гостеприимным хозяином и выезжаем.

Дорога в Джазатор находится в приличном состоянии, УАЗ все препятствия проходит без проблем, видимо, пройдет и "Газель". По пути заезжаем на пастбище, где в кузов закидывают барана и козла, которые скрашивают и без того не скучную дорогу (фото 12).

Добираемся в Джазатор уже в сумерках. Водитель выгружает нас на центральной площади у двухэтажного здания, в котором размещены чуть ли не все учреждения поселка: местная администрация, почта, аптека, отделение милиции, музей и гостиница. Как выяснилось впоследствии, ни одно из учреждений больше двух комнат не занимает. Искать администратора гостиницы идем в указанный водителем дом. Старшая дочь администратора - Манаспаевой Нургуль Джанчановны - сообщает, что родители ещё не вернулись с сенокоса (времени уже 10 часов вечера)!

Возвращаемся на площадь, минут 20 стоим у ворот "глобального" здания, общаясь с многочисленными прохожими, часто не очень трезвыми. Во избежание конфликтов перебираемся во двор Манаспаевых.

В половине одиннадцатого приезжают хозяева на УАЗе. Нургуль Джанчановна отводит нас в гостиницу. Условия приличные, есть газовая плита, цена символическая - 80 рублей с человека.

Свет в поселке от дизельного генератора до полуночи. Вблизи поселка строится ГЭС.

13 августа (13 день похода)

Участок маршрута: пос. Джазатор - мост через реку Коксу

С утра покупаем хлеб, звоним с почты в Москву (телефон спутниковый, стоимость минуты разговора - 26 рублей, плата за первую минуту взимается даже если не удалось довониться). В магазинах обычный набор продуктов. Овощи и фрукты довольно дорогие. Своих огородов нет, теплицы строят в расчете на ввод в эксплуатацию ГЭС.

Заходим на расположенную прямо в поселке заставу (этой заставы нам бояться нечего). Нас записывают в журнал, затем начальник заставы разрешает наши сомнения насчет мостов через Аргут и Коксу. Что только нам не говорили за последние три дня встреченные нами люди об этих мостах - где они и есть ли вообще! Запутали нас окончательно, а мосты оказались ровно там, где и нанесены на карте масштаба 1:200000 (см. лист 3). На более старой карте масштаба 1:10000 мостов нет.

Выходим из поселка на северо-запад по грунтовой дороге. Дорога идет вниз по долине Аргута, по полям и перелескам на правом берегу реки. Через реку Бара (правый приток Аргута) есть мост. Через 1 час 10 минут после выхода с центральной площади Джазатора выходим к мосту через Аргут (фото 14). Мост хороший, доступен для транспорта вплоть до тракторов. Умереть мосту вряд ли дадут - он ведет к сенокосам.

Переходим мост и продолжаем идти вниз по течению Аргута по левому берегу. Дорога идет по хорошему хвойному лесу. Вскоре дорога выводит в степь Самаха - обширные поля с перелесками (фото 15). В степи множество дорог. Мы направляемся в долину реки Коксу, придерживаясь юго-западного направления, не удаляясь особо от склонов гор. Проходим несколько зимовий и кладбище. Чем выше по долине Коксу, чаще перелески. Ручей Кашабасы переходим, не замочив ботинок. У ручья стоит ферма - несколько основательных строений. Отворот дороги к мосту через Коксу заметен очень хорошо. К мосту выходим через 4 часа 40 минут после выхода из Джазатора.

Мост тоже хороший (фото 16). Сразу за мостом, чуть ниже него по течению, останавливаемся на ночлег на лесной поляне на левом берегу Коксу. Площадки для палаток ровные, подход к воде хороший, дров достаточно.

14 августа (14 день похода)

Участок маршрута: мост через р. Коксу - р. Кошбулак

Выходим на маршрут в 9 часов. Возвращаемся к мосту через Коксу и направляемся от него по грунтовой дороге вдоль левого берега реки Коксу вверх по течению. Дорога легко проходима и проезжаема (видимо, не столь легко - фото 17), идет то по хвойному лесу, то по полям. Регулярно встречаются зимовья и пастбища. Виды вокруг изумительные, погода отличная.

Броды через левые притоки Коксу между мостом и рекой Акбулак несложны - ботинки остаются сухими. Вверх по долинам многих притоков уходят колеи.

Чуть ниже устья реки Акбулак - стойбище пастухов. Они угощают нас молоком, мы дарим им несколько больших полиэтиленовых мешков. Переходим Акбулак по камням (две протоки, ширина каждой до 3 м, глубина около 20 см, течение среднее). Останавливаемся на обед.

После обеда продолжаем идти по дороге вверх по течению Коксу, характер местности не изменяется. Разве что леса чуть больше. Следующий крупный левый приток Коксу - река Кошбулак. Вверх по течению Кошбулака, по его правому берегу уходит дорога. Брод через Кошбулак имеет ширину около 8 м, глубину до 40 см, скорость течения около 1,5 м/с.

В 100 метрах за бродом останавливаемся на ночлег на правом берегу Кошбулака рядом с дорогой. Площадки для палаток ровные, подход к воде хороший, дров достаточно. Чистое ходовое время за день - 4 часа.

15 августа (15 день похода)

Участок маршрута: р. Кошбулак - среднее течение р. Орочаган

Выходим на маршрут в 9 часов. Продолжаем идти по дороге вдоль левого берега реки Коксу вверх по течению. Уже на первом километре пути от реки Кошбулак дорога превращается в тропу. На ней, как и обещали пастухи, местами четко виден мотоциклетный след - мототуризм жив (группа на мотоциклах ехала по Коксу и Орочагану на перевал Кокколь)!

Долина Коксу заметно сужается, тропа идет по хвойному лесу, поляны становятся небольшими и попадаются нечасто. Тропа временами набирает и сбрасывает высоту. Через 2 часа 50 минут выходим к реке Орочаган. Тропа разветвляется: одна уходит вверх по Коксу, другая - вверх по Орочагану, причем вторая набита лучше.

Сворачиваем в долину Орочагана. Идем по тропе в северном направлении, вверх по течению реки Орочаган по левому берегу. Время от времени тропа выводит на заболоченные участки, где сразу теряется. Скорость сразу падает - движение затруднено кустарником, мшаником, кочками. К счастью, болотистые участки не так велики. На сухих участках вновь без труда находим тропу.

Через 4 часа 30 минут после выхода со стоянки на реке Кошбулак останавливаемся на ночлег на правом берегу ручейка, впадающего в Орочаган (устье притока расположено строго на запад от вершины Кошбулак 3089 м). Площадки для палаток ровные, подход к воде хороший, дров достаточно.

16 августа (16 день похода)

Днёвка

Отдыхаем, моемся, стираемся, осуществляем мелкий ремонт снаряжения. Погода весь день стоит хорошая (фото 18).

17 августа (17 день похода)

Участок маршрута: среднее течение р. Орочаган - верховья р. Орочаган

Выходим на маршрут в 8 часов. Идем по тропе вдоль левого берега реки Орочаган вверх по течению. Тропа идет по хвойному лесу и полянам, поросшим высокой травой (фото 19). Через 1 час достигаем русла крупного левого притока реки Орочаган. Переходим приток вброд (ширина 8 м, глубина до 40 см, скорость течения 1,5 м/с). Лес на левом берегу Орочагана заканчивается почти сразу за притоком.

Продолжаем движение по тропе вдоль левого берега Орочагана по поросшим травой и мхом террасам. Несколько выше устья ручья, текущего из-под перевала Кокколь, на Орочагане начинается каньон. Стены каньона не отвесные, он легко обходится по тропе по террасе левого берега, но бивак на этом участке устраивать неудобно из-за плохого подхода к воде. Длина каньона - около 2 км. Выше каньона тропа уже заметна очень плохо. Впрочем это не сильно затрудняет движение, так как трава уже не столь высока.

Русло Орочагана постепенно поворачивает к северу. Начинаем набирать высоту по пологим травинистым склонам. Через 4 часа 10 минут после выхода с места ночлега выходим к слиянию истоков реки Орочаган. Поворачиваем на восток, в долину левого истока реки Орочаган (фото 20). Идем вдоль левого берега ручья по террасе, поросшей мхом и травой (ручей течет в ущелье).

Через 30 минут после слияния истоков реки Орочаган останавливаемся на ночлег на террасе левого борта долины левого истока реки Орочаган. Площадки для палаток ровные, воду берем из маленького ручейка, стекающего с левого борта долины (подход к воде хороший), дров достаточно.

Поднимаемся на левый борт долины с целью рассмотреть в трубу и сфотографировать верховья левого истока Орочагана и наш перевал (фото 21).

18 августа (18 день похода)

Участок маршрута: среднее течение р. Орочаган - перевал Слоистый (Сланцевый, 1Б, 2880 м, первопрохождение) - р. Кулагаш

Выходим на маршрут в 8 часов. Идем к перевалу на северо-восток, придерживаясь вначале русла реки Орочаган, а затем - ее правого притока. С утра броды проходим легко, не замочив ботинок. Путь пролегает по пологим (до 15?) травянистым склонам с участками устойчивых мелких и средних камней. Через 50 минут подходим к предперевальному взлету (фото 22). Взлет крутизной 25-30? (местами до 35?) сложен мелкими и средними подвижными камнями. Перепад высот составляет 100 метров, подъем на взлет занимает 35 минут, двигаемся плотной группой в касках, самостраховка палками или ледорубом.

Седловина неширокая, но группа собраться может без проблем (фото 25). С перевала открываются отличные виды (фото 23, 24). Следов пребывания людей на перевале не обнаружили. Складываем тур, кладем записку, в которой называем перевал Сланцевый, так как скалы вблизи перевала сложены именно сланцами. Однако, вернувшись в Москву и изучив еще раз перечень "Высокогорные перевалы" мы обнаружили, что перевал с таким названием уже существует (3.4.21). Поэтому предлагаем назвать пройденный нами перевал Слоистый (1Б, 2880 м).

Надев страховочные системы, начинаем спуск в долину реки Кулагаш по мелкоосыпному склону крутизной до 35?. Через 30 метров достигаем края снежника. Под тонким слоем снега - лед. Делаем станцию на ледобурах, вешаем перила и спускаемся до осыпи (около 20 метров, фото 26). Последний участник спускался в кошках с нижней страховкой через два закрученных предпоследним участником промежуточных ледобура.

По осыпи крутизной до 25? спускаемся к основному леднику. Площади открытых и закрытых частей ледника примерно совпадают. В 15 метрах от верхнего края ледника - бергшрунд. Он неширок и местами забит снегом, но даже в самом удобном для перехода месте высота ступени достигает полутора метров. Пожалуй, бергшрунд можно перейти и с гимнастической страховкой, но заниматься лазанием с рюкзаком не очень хочется, к тому же ледобуры и веревка еще не убраны. Закручиваем ледобур и переходим бергшрунд по перилам. Последний участник без рюкзака спустился свободным лазанием.

Надеваем кошки, связываемся попарно и направляемся вниз по леднику (фото 27). Большие трещины видны и легко обходятся, крутизна склонов не превышает 10?. В нижней части крутизна ледника возрастает до 20?. Через 1 час 40 минут после начала спуска спускаемся к нижнему краю ледника (перепад высоты от перевала - 280 метров). Снимаем обвязки и кошки, обедаем.

Спускаемся в долину реки Кулагаш по осыпному склону крутизной до 35? (фото 29), осыпь сильно подвижная, идем плотной группой. Спустившись за 40 минут от места обеда к руслу реки Кулагаш, проходим вверх по течению до первой удобной для ночлега травянистой площадки на левом берегу (Кулагаш без проблем переходится по камням). Видно, что выше таких площадок уже не будет. Останавливаемся на ночевку. Площадки для палаток удобные, подход к воде хороший, дров нет.

Участок маршрута: разведка перевала на ледник Куркуре (к Ю-З от в. 3301,6 м)

Захватив специальное снаряжение, отправляемся на разведку запланированного на завтра перевала. Поднимаемся на старую левую боковую морену и по ее гребню, а затем по осыпному склону, направляемся на север, к леднику, лежащему в южном цирке вершины 3101,6 м (фото 30). Крутизна склона до 30-35?, камни мелкие и средние, местами подвижные. Достигнув края ледника, надеваем кошки. В нижней части ледник имеет уклон до 20?, затем постепенно выполаживается до 5?. Путь налегке от места ночлега до пологой части ледника занял 50 минут.

На пологой части ледника останавливаемся и изучаем предперевальный взлет в зрительную трубу, фотографируем. Проглядывается путь в обход скал по осыпной полке, но потребуется ли на ней страховка - судить отсюда с уверенностью нельзя (фото 31). Путь обратно в лагерь занял 40 минут.

19 августа (19 день похода)

Полуднёвка по погодным условиям

Ночью начинается дождь, который не прекращается и утром. Видимость очень плохая. Остаемся на месте. К 12 часам дождь прекращается, облачность поднимается, появляются прояснения.

Часть дня уже пропала, да и погода неустойчива, поэтому решаем отказаться от первопрохождения и воспользоваться запасным вариантом маршрута - перевалом Кулагашский.

Участок маршрута: среднее течение р. Орочаган - перевал Кулагаш (1Б, 2880 м) - ледник Куркуре

Наскоро пообедав, собираем лагерь и выходим на маршрут. Поднимаемся на старую боковую морену на левом берегу ручья. По гребню морены идем к леднику (азимут 290?). Через 30 минут выходим к краю ледника Кулагашский выше и правее (по ходу) языка. Надеваем кошки и по ледовому склону крутизной около 20? и длиной около 50 метров поднимаемся на пологую часть ледника (фото 32). Ледник открытый, идти по нему легко. Крутизна подъема не превышает 15?. Перед выходом на перевал ледник едва прикрыт свежевыпавшим снегом (фото 33).

Через 1 час 10 минут после выхода с места ночевки подходим к перевалу Кулагашский. Седловина перевала разделена пополам скальным островком. Со склонов вершины, расположенной к юго-западу от перевала, регулярно сходят камнепады. Камни частично остаются на леднике Кулагашский, частью скатываются на ледник Куркуре по ближнему к вершине кулуару. На наших глазах от скальной стены откалывается огромная глыба, причем выбитые ею из тела ледника куски фирна долетают до второй (северо-восточной) седловины!

Останавливаемся на пологой части ледника Кулагашский подальше от опасной стены, надеваем обвязки, пишем записку. Затем в темпе выходим на дальнюю от стены седловину и сразу начинаем спуск вдоль скал правого борта кулуара, ведущего с этой седловины на ледник Куркуре. На этой траектории спуска опасность попасть под камнепад минимальна.

Настоятельные рекомендации по уклонению от камнепадов: 1) ни в коем случае не соваться в крайнюю юго-западную седловину (ближайшую к стене вершины) и кулуар, ведущий на нее с ледника Куркуре; 2) не задерживаться на перевале и при спуске на ледник Куркуре сразу уходить под скалы правого борта кулуара, так как и на дальнюю от вершины (северо-восточную) седловину могут прилететь по крайней мере глыбы фирна (видели своими глазами). См. фото 33.

Спуск на ледник Куркуре вдоль скал правого борта кулуара, спускающегося с северо-восточной седловины, проходит вначале по снегу и мелкой осыпи, но уже через 30 метров выводит на лед, прикрытый тонким слоем снега. Крутизна склонов достигает 25-30?. На нижней части предперевального взлета для уверенного спуска с рюкзаками вешаем одну веревку (50 м) вертикальных перил, закрепленных за скальный островок. Последний участник без рюкзака снял веревку и петлю и спустился "ногами". Выходим на пологую часть ледника Куркуре.

Почти с самого начала спуска нас сопровождают туман и мелкий дождь, который с небольшими перерывами продолжается до самого вечера. Хорошего снимка северо-восточного предперевального взлета сделать не удалось.

Пологуя часть ледника Куркуре целиком открыта (фото 35). Идем по леднику в западном направлении. Широкий язык ледника спускается в большое озеро (часть озера видна на фото 34). Пройдя до западного края чистого льда, решаем не проверять на себе, давно ли прилетели сюда лежащие на льду камни (верх стены регулярно скрывается в тумане) и спускаемся по языку ледника на конечную морену по ледовому склону крутизной до 20-25? (путь см. на фото 39).

Идем на запад то по краю ледника, то по морене, камни крупные, скользкие, скорость невелика. Через 3 часа после начала спуска с перевала выходим на травянистую площадку на берегу одного из текущих из-под ледника ручьев. Поскольку уже поздно и погода неважная, решаем ниже не спускаться. Две палатки поместились нормально, вода из ручья (мутноватая), вся растительность - несколько пятен мха.

20 августа (20 день похода)

Участок маршрута: ледник Куркуре - перевал Субботник (2А, 3045 м, первопрохождение) - ледник Куркуре Северный

Утром погода хорошая. Выходим на маршрут в 8 часов. Идем в западном направлении, поднимаясь на гребень старой морены. С гребня открывается вид на западную ветвь ледника Куркуре, ведущую к нашему следующему перевалу (фото 36). Спускаемся с морены на запад по сложенному средними малоподвижными камнями склону (крутизна до 25?) и через 30 минут после выхода с места ночлега выходим на покровную морену западной ветви ледника Куркуре. На юго-западе виден ледопад, пересекающий западную ветвь ледника. Обход возможен только под скалами правого борта. Направляемся туда (азимут 230?). По пути натыкаемся на зону трещин. Останавливаемся, связываемся, надеваем кошки. Обходим ледопад по следам предшественников на снежном склоне крутизной до 30?. Тропа обходит все трещины кроме одной, которую обойти невозможно. Трещина перекрыта снежным мостом, который проходим с попеременной страховкой через ледоруб (фото 38).

Обойдя ледопад, продолжаем движение вверх по леднику в северо-западном направлении. Ледник выше ледопада закрыт, идем в связках по следам предыдущих групп, крутизна склонов не превышает 10-15?. Еще одна обширная зона трещин легко обходится слева по ходу (фото 40). Миновав эту зону трещин, начинаем пересекать ледник (азимут 330?) в направлении хорошо заметной седловины перевала на ледник Куркуре Северный. Подъем проходит по снежному склону крутизной до 25?. Подниматься тяжело - жара. Последние 8-10 метров подъема - скально-осыпной склон крутизной около 45?. Останавливаемся у подножия этого склона, перекусываем, разведываем гребень и путь спуска. Подъем на перевал от места ночлега занял 2 часа 40 минут.

Хотя пройти по гребню не везде просто, без особых трудностей можно перемещаться вдоль верхней границы снега и подниматься на неглубокие и незначительно отличающиеся по высоте друг от друга седловины. Тура нигде не нашли. Сложили свой тур, стали придумывать название перевала, но этот процесс что-то застопорился. В конце концов, вспомнили что сегодня суббота, и, решив поддержать великий почин, назвали перевал Субботник (2А, 3045 м).

Со спуском нам повезло - мы вышли на гребень как раз в районе нужной седловинки. Спуск на север со всех остальных расположенных по соседству седловин будет сопряжен с форсированием довольно серьезного бергшрунда ледника Куркуре Северный. Под нашей же седловиной бергшрунд плотно забит снегом (см. фото 43). Закрепляем петлю за скальный выступ на гребне и спускаемся по перилам вниз. Первые 20 метров спуска проходят по скалам крутизной до 80?, затем крутизна скал уменьшается примерно до 60?, ниже скал - 45-градусный снежный склон. 50-метровой веревки как раз хватает с небольшим запасом до нижнего края бергшрунда (фото 42), мост через который в этом месте весьма надежен. Веревку сдергивали снизу, оставив наверху петлю.

Ниже бергшрунда простираются снежные склоны, крутизна которых в верхней части составляет 30-35?. Постепенно выполаживаясь, склоны выводят на пологую часть ледника Куркуре Северный (фото 44). Идем в связках в северном направлении, обходя скальный остров, слегка петляем, чтобы связка не провалилась разом в поперечную трещину. Слева по ходу, на северо-западе виден перевал Веселый (фото 45).

Спускаемся на пологую открытую часть ледника, развязываемся. Направляемся на восток, к хорошо заметному крупному каменистому острову на леднике. Это не покровная морена, а выступ ложа ледника. Вблизи гребня выступа, с северо-востока от гребня обнаруживаем стоянку - три подготовленные площадки для палаток. Путь сюда от перевала занял (с учетом времени на наведение перил) 1 час 30 минут.

Отсюда хорошо виден предполагаемый перевал в северном гребне цирка ледника Куркуре Северный. Зрелище нас не вдохновляет.

1. Подход к скальному поясу идет по открытому и сильно засыпанному камнями леднику.

2. По кулуарам регулярно идут камнепады - склон обращен на юг.

3. Скальные контрфорсы, безопасные в плане камнепадов, весьма протяженны, и, по всей видимости, их категория трудности превышает 2А.

Тщательно всё взвесив, решаем, что перевал нам не по зубам - сложность его выше предположенной при подготовке похода. Увиденный на следующий день противоположный склон перевала, обращенный к леднику Менсу, тоже не показался нам простым (фото 55). Решаем завтра идти на ледник Менсу через перевал Веселый (1Б).

Остаемся на ночлег на обнаруженной стоянке. Площадки для палаток пришлось слегка доработать. Воду брали из ручья на краю ледника. Воду на утро набрали с вечера (предосторожность не оказалась излишней). О дровах речь не идет.

21 августа (21 день похода)

Участок маршрута: ледник Куркуре Северный - перевал Веселый (1Б, 2975 м) - ледник Менсу - устье р. Эдогыр

Выходим на маршрут в 8 часов. Идем по леднику на запад (фото 47), у подножия ледового взлета останавливаемся и надеваем кошки. Поднимаемся по ледовому склону, присыпанному тонким слоем снега (крутизна склона до 25?) до осыпи. Снимаем кошки и продолжаем подъем по подвижным средним и мелким камням (крутизна до 30-35?). Перед самым выходом на седловину - залежи крупных малоподвижных камней. Подъем на перевал от места ночлега занял 50 минут. На западе виден ледник Менсу (фото 48). Снимаем записку, оставляем свою.

Перевал - неширокая седловина в узком гребне, группа может собраться вблизи гребня на восточном склоне перевала (фото 49). Спуск в долину правого притока ледника Менсу начинаем прямо от тура. Закрепляем петлю за скальный выступ на гребне и спускаемся по перилам вниз: 15 метров по скалам крутизной до 60? (фото 50) и 35 метров по льду вдоль правого борта кулуара. У конца первой веревки - станция на ледобурах, от которой еще 30 метров спуска по льду до некрутого (менее 20?) снежного склона (фото 51). Первую веревку сдергивали через оставленную на гребне петлю. От станции последний участник без рюкзака спустился в кошках с нижней страховкой через 2 промежуточных ледобура. Судя по некоторым описаниям, спуск с расположенной дальше к северу седловины проще. Но пройденная нами седловина несколько ниже, и тур с записками там стоит.

По снежному склону спускаемся на дно цирка. Дальнейший путь лежит на северо-запад по пологим россыпям мелких и средних камней до уступа висячей долины правого притока ледника Менсу. С уступа открывается великолепный вид на верховья ледника Менсу и Белуху (фото 52). Спускаемся с уступа на ледник Менсу по сильно подвижной мелкой и средней осыпи крутизной до 35? (фото 53). Спуск от перевала до ледника с учетом времени на наведение страховки занял 2 часа 40 минут.

Направляемся по леднику Менсу на северо-восток. Менсу - ледник долинного типа, в нижней части пологий, свободный от снега (фото 54). Идти по нему - сплошное удовольствие. По леднику текут настоящие реки, низвергающиеся в трещины и ледниковые колодцы. Трещины видны и легко обходятся. За 50 минут достигаем языка ледника Менсу. У самого языка - зона трещин, вынуждающая нас сойти на правобережную морену, а уже с морены спуститься на левый берег реки Менсу.

Продолжаем движение вниз по течению реки Менсу вдоль левого берега без тропы. Идем по травянистым террасам и некрутым (до 25?) склонам, обходя бараньи лбы. Из восточного цирка горы Караоюк вырывается довольно мощный мутный поток. Ширина брода около 6 метров, глубина до 50 см, скорость течения около 2 м/с.

Продолжаем движение вдоль берега без тропы. Появляется кустарник, затем, за спускающейся до самого русла средней осыпью, начинается лес. В лесу попадается тропа, но она слабая, часто теряется. Лес среднепроходимый, скорость продвижения невелика. Наконец, выходим к руслу ручья Эдогыр. В поисках удобного места для ночлега спускаемся к самому устью Эдогыра, где, наконец, находим на левом берегу ручья удобную стоянку с кострищем (переходили ручей по бревну, страхуясь шестом).

Путь от ледника Менсу до места стоянки занял 2 часа. Группе со свежими силами, быть может, удастся сократить это время. Стоянка удобная, площадки для палаток ровные, подход к воде хороший, дров много.

22 августа (22 день похода)

Участок маршрута: устье р. Эдогыр - верховья р. Эдогыр

Выходим на маршрут в 8 часов. Направляемся вдоль левого берега ручья Эдогыр вверх по течению. Тропы нет, идем то по сухим протокам, то по среднепроходимому лесу. Через 15 минут упираемся в каньон ручья Эдогыр (фото 56). Переходим по бревну (самостраховка шестом или палками) на правый берег Эдогыра и начинаем обходить каньон по правому борту долины ручья Эдогыр. Крутизна склона достигает местами 40?, склон покрыт кутарником, сильно осложняющим движение, и небольшими участками средних камней. Попадаются скальные выходы. При движении на подъем их легко обойти, но на спуске с этим могут возникнуть трудности, так как сверху эти выходы хуже видно. Через 50 минут после выхода с место ночевки выходим на площадку над каньоном. Отсюда есть простой спуск на дно каньона, а выше каньон кажется проходимым (так впоследствии и оказалось). Спускаемся в каньон по травянистому склону крутизной до 30?. Ниже каньон труднопроходим. Хорошим ориентиром этого места (особенно если идти вниз по долине) является приметный кедр на правом борту каньона (фото 57).

Продолжаем движение в каньоне ручья Эдогыр вверх по течению. Несколько раз переходим с берега на берег (броды по камням на пологих участках русла несложны), преодолеваем несколько скальных ступеней высотой до 3 м (фото 58) с гимнастической страховкой.

Постепенно каньон становится ниже, выходим на террасу правого берега Эдогыра. Продолжаем движение по травянистым склонам крутизной до 20?, местами движение затруднено кустарником. Жарко. По мере подъема по долине террасы становятся положе, а растительность - мельче. Проходим слияние трех истоков Эдогыра, поднимаемся на террасу к западу от слияния и видим наш перевал в долину реки Сулуайры (фото 60). Можно останавливаться на ночлег, но вот незадача - от истоков Эдогыра остались только сухие русла. Идем на северо-запад к нашему перевалу, надеясь найти воду там. И действительно между правым бортом долины, ведущей к перевалу, и старой мореной есть ручей.

Ровные травянистые площадки для палаток находим на гребне морены на левом берегу ручья, подход к воде нормальный, дров нет. Ходовое время за день - 3 часа 50 минут.

23 августа (23 день похода)

Участок маршрута: верховья р. Эдогыр - перевал ОКА (1Б, 3221 м) - траверс массива вершины 3417,7 м (1Б) - перевал Караайры Южный (1Б, 3300 м) - верховья р. Текелю

Выходим на маршрут в 8 часов. Идем в северо-западном направлении, к перевалу, сначала по гребню старой морены, а затем по засыпанному мелкими и средними камнями дну цирка. Предперевальный взлет осыпной (фото 61), осыпь мелкая и средняя, подвижная (местами сильно). Стараемся придерживаться участков более крупных камней - они менее подвижны. Чтобы поменьше траверсировать мелкую осыпь, выходим на гребень северо-восточнее седловины и проходим к туру по гребню. Седловина перевала широкая, в наиболее низкой части седловины гребень легко проходим (фото 62).

Снимаем записку латышей 19-летней давности. Перевал называется ОКА, расшифровка аббревиатуры не приводится.

Изучив гребни массива вершины 3417,7 м, расположенного к юго-западу от перевала ОКА, решаем перейти на наш следующий перевал через вершину, а не спускаться в долину реки Сулуайры.

Направляемся на юго-запад по осыпному гребню крутизной до 15? (фото 63). Из давно проносящихся мимо туч начинает сыпать мокрый снег. Камни и попадающиеся на гребне скальные выходы становятся скользкими, поэтому переходим на ледник. Поднимаемся вдоль гребня по довольно твердым снежным склонам крутизной до 20-25?. Для уверенности идем в кошках (вниз по склону крутизна увеличивается).

Погода все портится и портится, а с утра было так хорошо! На западе виден перевал Менсу (фото 64). Проходим вершину не останавливаясь - тура нет, а ветер и снег очень даже есть. Хорошо, что они время от времени ослабевают (фото 65).

Через 30 минут после перевала ОКА ледник отходит от гребня. Снимаем кошки и продолжаем движение по гребню в северо-западном направлении. Пологие участки гребня чередуются с крутыми участками (35-40?) со скальными выходами. Скалы разрушенные, полок и уступов много, но в сырую погоду (как сейчас) приходится быть предельно аккуратными. Поэтому идем медленно.

Спускаемся на перевал. Весь траверс занял 1 час. Седловина широкая, усыпана мелкими камнями (фото 68). Тур есть, но в спрятанной в нем консервной банке - бумажная труха (иначе и не назовешь). Предлагаем назвать перевал Караайры Южный (1Б, 3300 м), так как он расположен к югу от вершины Караайры.

Спуск с перевала как на северо-восток, так и на юго-запад, проходит по мелкой и средней сильно подвижной осыпи. Мы спускаемся на юго-запад, к леднику в долине реки Текелю. Осыпь довольно крутая (до 30-35? - фото 69). За 40 минут спускаемся к леднику.

Идем вниз по ровному открытому леднику (фото 70, 71), местами обильно усыпанному камнями. Не доходя до языка, переходим на левую береговую морену, по гребню которой спускаемся на травянистые террасы левого берега ручья, вытекающего из-под ледника. По террасам идем вниз по течению. Снова собирается дождь.

Через 30 минут движения от ледника останавливаемся на ночлег на правом берегу ручья. Ровных травянистых площадок для палаток много, но в сырую погоду на многих из них хлюпает вода. Подход к воде хороший, дров нет.

24 августа (24 день похода)

Участок маршрута: верховья р. Текелю - озеро Аккемское

Выходим на маршрут в 9 часов. Направляемся вниз по долине правого истока реки Текелю, придерживаясь направления на широкий перевал в долину реки Ярлу (азимут 320?). Идем по плоскому дну долины, поросшему травой и мхом. Идти легко, многочисленные протоки реки Текелю преодолеваются по камням - даже не приходится мочить ботинки. Достигнув подножия перевала, начинаем подъем на водораздел Текелю-Ярлу по травянистому склону крутизной до 20?. Нам попадается слабая тропа, ведущая на южную часть седловины. Усомнившись в том, что эта тропа идет туда, куда надо нам, продолжаем движение траверсом в северо-западном направлении, постепенно набирая высоту. Но вскоре мы осознаем свою ошибку - склон покрыт глубоким мшаником, идти по которому даже в нынешнюю сухую погоду - сплошное мучение. Стремясь выбраться из мшаника, начинаем подъем "в лоб" на запад и выходим на гребень водораздела. На гребне встречаем тропу, обошедшую мшаник с юга. Тропам надо верить! Путь до низшей точки водораздела (фото 72) занял 1 час 15 минут.

Продолжаем движение по тропе. От перевала она поднимается по гребню на северо-запад, по направлению к вершине 3019 м, затем, не доходя до вершины, поворачивает на запад и начинает спуск в долину реки Аккем. Весь путь проходит по травянистым склонам крутизной до 20?. Подъем от места ночлега до высшей точки тропы, где стоит тур, занял 1 час 35 минут.

Спуск в долину реки Аккем проходит по тропе сначала в западном, а затем в юго-западном направлении. Чем ближе к реке Ярлу (левому притоку Аккема) тем круче становятся склоны (до 30?). Спуск по тропе от тура до реки Ярлу занимает 1 час 50 минут. Переходим вброд на левый берег Ярлу вброд (ширина около 8 метров, глубина до 30 см, скорость течения около 1,5 м/с).

Продолжаем движение по тропе на юго-запад - к Аккемскому озеру. К северной оконечности озера выходим через 10 минут после брода через Ярлу.

Переходим вброд на левый берег Аккема (фото 73). Ширина брода около 25 м, глубина до 80 см, скорость течения около 1,5 м/с. Переходим по одному, страхуясь лыжными палками или шестом. На берегу озера - домики метеостанции и спасателей. Проходим около 300 метров вниз по течению Аккема и встаем лагерем на правом берегу реки Аккем, на одной из многочисленных стоянок.

Площадки для палаток ровные, подход к воде (река Аккем) хороший (воду берем из вышеупомянутого притока), дров не очень много, но хватает.

25 августа (25 день похода)

Полудневка

Участок маршрута: озеро Аккемское - устье р. Текелю

Еще накануне вечером решаем не торопиться в Тюнгур (машина все равно заказана на утро 28 августа), а провести еще полдня в этом замечательном месте.

После обеда собираем лагерь и направляемся по отличной тропе вдоль левого берега реки Аккем вниз по течению. Тропа идет по хорошему хвойному лесу, дно долины плоское, идти легко. Через 10 минут после выхода с места ночевки проходим базу фирмы "ЛенАльпТурс": несколько деревянных строений, магазин (цены невообразимые). Характер пути не меняется до устья реки Текелю, которого мы достигаем через 1 час 50 минут после выхода с места ночевки.

Ставим лагерь на левом берегу реки Аккем. Площадки для палаток ровные, подход к воде (река Аккем) хороший, дров много.

26 августа (26 день похода)

Участок маршрута: устье р. Текелю - низовья р. Аккем

Выходим на маршрут в 9 часов. Идем по тропе вдоль левого берега реки Аккем вниз по течению, на север. Тропа набита очень хорошо. На юге до сих пор видна Белуха (фото 74). Вскоре начинается зона прижимов. Обход их по тропе особой сложности не представляет, только приходится без конца набирать и сбрасывать высоту. Первые два перехода (1 час 20 минут от выхода с места ночевки) удобные места стоянок попадаются довольно регулярно, но затем притоки перестают попадаться, а тропа идет высоко над руслом Аккема. Только через 2 часа 45 минут послевыхода с места ночевки останавливаемся на обед на удобной стоянке. После обеда характер пути особенно не меняется: тропа по прежнему идет по хвойному лесу, набирая и вновь теряя высоту. И лишь после поворота русла Аккема с северо-западного направления на северное на левом борту долины появляется удобная терраса. Перейдя один за другим два левых притока Аккема (на бродах ботинок не намочили), выходим на террасу. Отсюда вниз по долине Аккема идет уже не тропа, а грунтовая дорога. На дереве табличка: "Урочище Три Березы". Отсюда за один день мы легко дойдем до Тюнгура, а большего нам и не надо. Останавливаемся здесь на ночевку. Площадки для палаток ровные, подход к воде хороший (воду берем из вышеупомянутого притока), дров не очень много, но достаточно. Ходовое время за сегодняшний день - 4 часа 20 минут.

27 августа (27 день похода)

Участок маршрута: низовья р. Аккем - пер. Кузуяк (н/к, 1513 м) - Тюнгур

Выходим на маршрут в 9 часов. Идем по дороге вдоль левого берега реки Аккем вниз по течению, на север. На повороте русла Аккема на северо-восток с северо-запада в Аккем впадает ручей Кузуяк. Дорога сворачивает в долину Кузуяка, начиная плавный подъем к одноименному перевалу. Через 1 час 10 минут после выхода с места ночевки проходим мимо удобной стоянки с родником. Дорога идет в хорошем смешанном лесу. Через 2 часа после выхода с места ночевки поднимаемся на перевал Кузуяк. Записок здесь не оставляют, все деревья увешаны разноцветными ленточками.

Спуск в долину ручья Аласкыр более "серпантинный", но дорога хорошая. По долине ручья Аласкыр Выходим в широкую долину Катуни. Почти сразу попадаем на большое поле - урочище Озеро. Пройдя вдоль юго-западного края урочища, которое занято сенокосными угодьями, снова входим в лес. Дорога, постепенно теряя высоту, идет на запад к реке Кучерла. Кучерлу переходим по мосту (фото 75). На левом берегу реки - одноименная деревня.

От деревни Кучерла к Тюгуру ведет широкая и твердая улучшенная грунтовая дорога. Двигаясь по ней в северо-западном направлении, через 2 часа 30 минут после начала спуска с перевала Кузуяк выходим к турбазам, расположенным в 100 метрах от берега Катуни вблизи моста.

Турбаз две: "Высотник" фирмы "ЛенАльпТурс" и "Белый Кречет" фирмы "БийскАлтайТур". Нам нужна вторая, где нас уже ждет "Газель". Решаем выехать завтра с утра пораньше. Ставим лагерь на территории турбазы. Готовить и есть можно за столом под навесом. Есть баня, но в нее длинная очередь.

Через Катунь переброшен подвесной мост, по которому могут проехать даже автобусы и трактора. Любуемся с моста красавицей Катунью (фото 76).

28 августа - 1 сентября (28-31 день похода)

Участок маршрута: Тюнгур - Бийск - Барнаул - Москва

Выезжаем в 7 часов утра, дабы иметь запас времени на случай непредвиденных обстоятельств. Доезжаем до Бийска без приключений. Спешащий на самолет участник уезжает в Барнаул на маршрутном такси (стоимость билета - 160 рублей). Остальные ночуют в гостинице (рекомендуем как лучшую по соотношению цена/качество гостиницу, известную в городе как "гостиница у телевышки"). Днем 29 августа садимся в поезд и без приключений прибываем в Москву рано утром 1 сентября.

5. Картографический материал

Лист 1, лист 2, лист 3, лист 4, лист 5, лист 6, лист 7

scheme.vsd (166 КБ)

6. Координаты некоторых точек маршрута

Наш GPS-навигатор регулярно давал сбои, посему внятной информации с него много выдоить не удалось. Приводим только те точки, которые удалось идентифицировать, и которые могут пригодиться последователям. Указаны градусы и минуты с точностью до тысячной доли минуты.

Северная широта Восточная долгота Описание точки
49?45,851` 86?47,656` удобное место ночевки в верховьях правого истока реки Орочаган
49?46,405` 86?48,550` перевал Сланцевый (2880 м)
49?47,240` 86?48,343` удобное место ночевки в верховьях реки Кулагаш
49?47,764` 86?47,008` перевал Кулагашский (2880 м)
49?48,102` 86?45,178` ближайшее к восточной ветви ледника Куркуре приемлемое место ночевки
49?49,202` 86?42,144` перевал Субботник (3045 м), верхний край ледника с южной стороны перевала под седловиной
49?49,726` 86?42,692` удобное место ночевки на «острове» посреди ледника Куркуре Северный
49?49,633` 86?42,119` пер. Веселый (2975 м)
49?50,238` 86?40,991` правый «берег» ледника Менсу у подножия устьевого уступа долины, ведущей к перевалу Веселый
49?52,445` 86?43,569` точка у русла ручья Эдогыр, ниже которой каньон труднопроходим (обход по правому борту)
49?53,145` 86?41,075` ближайшее к перевалу ОКА приемлемое место ночевки в верховьях ручья Эдогыр
49?53,457` 86?40,620` перевал ОКА (3221 м)
49?53,514` 86?39,876` перевал Караайры Южный (3300 м)

7. Сведения о материальном оснащении группы

Список специального снаряжения

Личное:

  1. ботинки туристские;
  2. ледоруб;
  3. каска;
  4. перчатки рабочие, рукавицы (2 пары);
  5. ИСС;
  6. ус для самостраховки схватывающим узлом (диаметр 6 мм) - 2 шт.;
  7. карабины - 4 шт.;
  8. спусковое устройство ("восьмерка");
  9. жюмар;
  10. кошки.

Групповое:

  1. веревка основная (диаметр 10 мм, длина 50 м) - 3 шт.;
  2. веревка расходная (диаметр 6 мм, длина 20 м) - 1 шт.;
  3. ледобуры - 10 шт.;
  4. крючья скальные - 10 шт.;
  5. закладки типа "френд" - 6 шт.;
  6. удлиненный айсбайль (вместо ледоруба у одного из участников);
  7. скальный молоток;
  8. карабины - 10 шт.
  9. Газовое снаряжение:
  10. горелки газовые выносные - 2 шт.;
  11. баллон резьбовой (470 г) - 36 шт.;
  12. стеклоткань - 3 куска.

К специальному снаряжению нареканий не было. Недостатка в чем-либо мы не ощущали. Использовали не все снаряжение, но могло пригодиться все.

8. Выводы и рекомендации

Поход наш удался не до конца - не вышло попасть на северные отроги хребта Южный Алтай и водораздел бассейнов Бухтармы и Аргута. Однако вторая часть маршрута, проложенная по Катунскому хребту, вполне удалась и оставила у нас самые лучшие впечатления.

В целом, мы набрали необходимые для похода 4 к.с. километраж и набор препятствий (маршрут не уступает по набору препятствий эталонным маршрутам 4 к.с. по Центральному Алтаю).

Советуем нашим последователям учесть следующее.

1. Очень важно получить погранпропуск именно на те места, куда вы собрались - необходимо, чтобы он был составлен по принципу: р. Аккем - .... - застава "Имярек 1" - ... - р. Аргут - ... - застава "Имярек 2" - ... - Кош-Агач. Имена застав вы, конечно, не должны указывать в заявлении на выдачу пропуска, важно только, чтобы выдающий пропуск понял, прочитав указанный вами в заявлении маршрут, куда вы идете и указал нужные заставы. Иначе, если вы попадетесь наряду некоей заставы в зоне ее ответственности, а этой заставы в пропуске не будет, то вас попросят удалиться по кратчайшему пути из зоны. Просьбы, слезы и посулы там не действуют, пограничники - сплошь контрактники, зарабатывающие себе раннюю пенсию. На нарушения они не пойдут. Пожалуй, имеет смысл заранее связаться с погранотрядом и попытаться выяснить, куда дадут пропуск, а куда нет.

2. На плато Укок с лета 2005 года пропуска выдают крайне неохотно. Там создали некую "зону покоя". Что скрывается за этим термином - загадка для всех, кого мы попытались об этом спросить. Как оформить туда допуск- неизвестно. Самое определенное, что нам сказали о местанахождении администрации зоны: "Где-то в Кош-Агаче, наверное (курсив мой)". То есть есть ли эта администрация - тоже вопрос.

3. Из всех пройденных нами препятствий серьезную объективную опасность представляет перевал Кулагашский. Изучите внимательно его описание (19 августа) и фото 33.

4. Из пройденных нами долин труднопроходима (каньон) только долина ручья Эдогыр.

И, разумеется, огромное впечатление произвела на нас удивительно разнообразная природа Алтая - от ледников до пыльных степей.

Мы обязательно еще вернемся на Алтай!

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии

1. Минеральные источники Тёплый Ключ

2. Верховья долины реки Жумалы

3. Вид на перевал Тёплый Ключ из долины реки Жумалы

4. Изба на перевале Тёплый Ключ

5. Вид на хребет Сайлюгем с перевала Тёплый Ключ

6. Вид на перевал Тёплый Ключ (Х) из долины реки Калгуты

7. Долина в среднем течении реки Калгуты

8. Подъем из долины р. Калгуты на южные склоны массива Табын-Богдо-Ула

9. Вид на хр. Сайлюгем и массив Табын-Богдо-Ула (V) из долины реки Калгуты

10. Дорога в долине правого притока реки Жумалы

11. База ДРСУ в устье реки Аюут

12. Путь в Джазатор

13. Без комментариев

14. Мост через Аргут ниже посёлка Джазатор

15. Степь Самаха

16. Мост через Коксу

17. Дорога в долине реки Коксу

18. Днёвка

19. Долина в среднем течении реки Орочаган

20. Верховья долины левого истока реки Орочаган

21. Перевал Слоистый (Х) с юго-запада

22. Юго-западный предперевальный взлет перевала Слоистый

23. Вид с перевала Слоистый на юго-запад

24. Вид с перевала Слоистый на северо-восток, в долину реки Кулагаш (V - перевал Кулагаш-Куркуре)

25. Группа на перевале Слоистый

26. Спуск с перевала Слоистый на северо-восток (участник на 1-й веревке)

27. Движение по леднику на спуске с перевала Слоистый на северо-восток

28. Вид на перевал Слоистый (Х) с северо-востока

29. Вид на перевал Слоистый (Х) из долины реки Кулагаш

30. Вид на перевал Кулагаш-Куркуре (V) из долины реки Кулугаш

31. Юго-восточный предперевальный взлет перевала Кулагаш-Куркуре

32. Ледник Кулагаш при подъеме к перевалу Кулагашский

33. Выход на перевал Кулагашский с ледника Кулагаш

34. Вид с перевала Кулагашский на долину реки Куркуре

35. Восточная ветвь ледника Куркуре

36. Западная ветвь ледника Куркуре

37. Ледопад на западной ветви ледника Куркуре

38. Переход снежного моста при обходе ледопада на леднике Куркуре

39. Вид на восточную ветвь ледн. Куркуре с западной ветви ледн. Куркуре

40. Зона трещин на восточной ветви ледника Куркуре

41. Панорама верховьев западной ветви ледника Куркуре (Х - перевал Субботник)

42. Спуск с перевала Субботник на север

43. Вид на перевал Субботник (Х) с севера (с ледника Куркуре Северный)

44. Вид на перевал Субботник (Х) с ледника Куркуре Северный

45. Вид на перевал Веселый с востока

46. Вид с юга на гребень, ограничивающий цирк ледника Куркуре Северный с севера

47. Вид на перевал Веселый (Х) с ледника Куркуре Северный

48. Вид с перевала Веселый на запад, на ледник Менсу

49. Группа на перевале Веселый

50. Спуск с перевала Веселый на запад (первая веревка)

51. Спуск с перевала Веселый на запад

52. Верховья ледника Менсу и гора Белуха

53. Уступ висячей долины, ведущей от ледника Менсу к перевалу Веселый

54. На леднике Менсу

55. Вид с ледника Менсу на перевал, ведущий на ледник Куркуре Северный

56. Каньон в нижнем течении ручья Эдогыр

57. Приметный кедр на правом борту долины (ниже этого места каньон в нижнем течении ручья Эдогыр труднопроходим)

58. В верхней части каньона ручья Эдогыр

60. Вид на перевал ОКА (Х) из долины ручья Эдогыр

61. Юго-западный предперевальный взлет перевала ОКА

62. Группа на перевале ОКА

63. Подъем на вершину 3417,7 м по западному гребню (с перевала ОКА)

64. Вид на перевал Менсу (Х) с западного гребня вершины 3417,7 м

65. Вид на вершину 3417,7 м с севера

66. Вид на перевал ОКА (V) с перевала Караайры Южный

67. Вид с перевала Караайры Южный на долину правого истока реки Текелю

68. Группа на перевале Караайры Южный

69. Юго-западный предперевальный взлет перевала Караайры Южный

70. Верховья правого истока реки Текелю (Х - перевал Караайры Южный)

71. Спуск по леднику в верховьях правого истока реки Текелю

72. Группа на перевале, соединяющем долины рек Текелю и Ярлу

73. Переправа через реку Аккем возле северной оконечности Аккемского озера

74. Гора Белуха и Аккемская стена

75. Мост через реку Кучерла возле одноименной деревни

76. Река Катунь вблизи поселка Тюнгур

Перевальные записки




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100