Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Туристское снаряжение Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Статьи Тест-лаборатория Каталог снаряжения Магазины Рынок  


По Тохмайоки на "Щуке"

Автор - Сергей Шендеровский.

Впечатления от похода по реке Тохмайоки (Северное Приладожье)
23-25 мая 2002 г.

Наша сборная группа состояла из 6 человек на трех разных лодках - Таймень-2, каркасная Свирь-2 и надувная Щука-3. Помимо обычных для любого похода отдыхательно-спортивных целей неявно присутствовала еще одна - проверить Щуку на достаточно сложных порогах в сравнении с каркасными байдарками. В прошлом году в походе по Топозеру и Поньгоме эта лодка прекрасно себя показала и на штормовых озерах, и в шкуродерных шиверах и в сложных, хотя и не очень мощных, порогах. Также успешно был пройден и достаточно мощный и сложный порог Корней, обычно считающийся непроходимым для каркасников.

Река Тохмайоки течет в Северном Приладожье (Юго-Запад Карелии) с севера на юг и впадает в Ладожское озеро в районе г. Сортавала. На небольшой длине (около 50 км от озера Руокоярви до поселка Хелюля) падение реки составляет 70 м, из них 45 м приходится на первые 20 км. Общее количество препятствий - более 30. Условно их можно разделить на 3 группы:
1 - несложные шиверы и перекаты (Препятствия 1-2, 4-11, 13-15, 17-19, 22-23, 25-28, 31, 33) (номера препятствий даны по лоции Бекетова);
2 - довольно мощные пороги со сливами (как правило с разрушенных плотин) до полутора метров, осложненные набором различных препятствий: заходными и выходными шиверами, кривыми струями, стоячими валами, поворотами русла и камнями в сливе и основной струе (Препятствия 3 (правая протока), 12, 16, 20, 29 (без плотины), 30, 32) ;
3 - мощные водопадные сливы на разрушенных плотинах высотой от 2.5 до 7 метров (Препятствия 21, 24, 29 (плотина), 34, 35).
Уровень воды можно охарактеризовать так - паводок давно закончился, но, судя по стоящим кое-где в воде деревьям до межени еще не дошел.

Исходя из имеющихся плавсредств и опыта участников, прохождение водопадов нами даже не планировалось. Обносили все лодки.

Пороги 1 группы в основном не вызвали затруднений, однако в некоторых наиболее мелких, особенно в верховьях, каркасные лодки неоднократно садились на камни, и требовалась проводка. Щука, как ей и полагается, проходила везде легко. Кстати, на протяжении всего маршрута Щука шла впереди и разведывала наименее шкуродерные фарватеры.

Часть порогов 2 группы, за исключением Препятствий 12, 29 и 30 каркасные лодки обнесли из-за камней, сидящих как раз в мощной главной струе и в сливах. Риск серьезных поломок был слишком велик.
Щука успешно преодолела эти пороги, (кроме первого слива Пр29, где произошел оверкиль, о чем чуть позже). Выглядела она при этом, по словам стоявших на страховке и наблюдавших за прохождением экипажей каркасников, "прикольно". По узкой крутопадающей протоке Пр3 Щука летела, извиваясь как змея, огибая или отскакивая от камней. В сливах и валах заметно перегибалась, легко переваливала через камни в струе, где их нельзя было обойти. Стоячие валы на Тохме в нашу воду были небольшими и нисколько не мешали Щуке. Таким образом я еще раз после Поньгомы убедился в достоинствах этой лодки в сложных порогах с относительно небольшим расходом воды. Камень, торчащий в неподходящем месте и лишающий экипаж каркасника удовольствия пройти интересный порог, Щуке не помеха.
Теперь о киле. Порог 29 состоит из трех отрезков шивер с локальными сливами, разделенных участками спокойного течения, где легко зачалиться. (Четвертую ступень - 2.5м слив с разрушенной плотины с мощной выходной шиверой вообще-то можно считать отдельным препятствием. Мы ее обносили.) После короткой заходной шиверы первого отрезка расположен прямой слив около метра с глубокой, но не длинной бочкой. Мне кажется, что при правильном заходе она должна преодолеваться достаточно легко, тем более жесткой каркасной лодкой. В нашем случае произошло следующее. Оба гребца Щуки привыкли капитанить и Миша, работавший матросом вместо разгона перед сливом принялся по привычке рулить. Я хоть и знал за ним этот грех, проворонил и стал орать "работай!" уже перед самым сливом, к которому лодка в результате наших совместных действий подошла слегка под углом и без должной скорости. Вспомнив свою роль, Миша стал лопатить и перестарался - последний гребок уже в пене бочки был лишним. Я увидел, как потерявший опору матрос вместе со своей частью лодки валится на бок, закручивая гибкий корпус Щуки. Бедренные упоры, ранее прекрасно себя зарекомендовавшие, в этой ситуации ничуть не помогли. Ничего похожего на хоть какую-то борьбу с оверкилем не было. Щука перевернулась мгновенно, как это делает катамаран после отрыва одного баллона. Еще секунду назад я был на сливе, и вот уже любуюсь солнечными лучами сквозь воду, насыщенную летящими к поверхности пузырьками воздуха. Надо сказать, что я переделал капитанскую юбку под срывную, а юбка матроса осталась штатной (для тех, кто не знаком с конструкцией Щуки, юбка у нее составляет единое целое с фартуком, ПРИШИТЫМ к деке). Мы оба легко и быстро отстрелились и всплыли, Миша даже быстрей меня. Это если и не доказывает безопасность штатных юбок для такого рода порогов, то по крайней мере ставит под сомнение обоснованность жутковатого прозвища "Братская могила", перенесенного с юбок, пришитых к СЪЕМНОМУ фартуку. После киля верная и добрая Щука, как бы извиняясь за то, что не смогла исправить ротозейство экипажа, опять показала свои лучшие качества. Во-первых, она ни за что не утонет, если, конечно, не умудриться порвать сразу оба баллона, что, по-моему еще никому не удавалось. Встав на дно, мы легко удержали ее на довольно сильной струе и тут же зафиксировали, вытащив на камень. После чего мы помогли экипажу Свири, который тоже кильнулся, зачалить их лодку и перебраться самим к берегу через струю. (Справедливости ради надо сказать, что наряду с тактической ошибкой - слишком малой дистанцией между лодками, причиной их киля были мы. Увидев, что мы кильнулись, шедший за нами Таймень затормозил перед сливом, на него наехала Свирь и лагом свалилась в бочку. Таймень потом прошел слив нормально.) После завершения этих небольших спасработ, мы без труда сняли Щуку с камня и обе лодки продолжили прохождение порога уже без приключений.

Что касается обносов, догадайтесь с трех раз, с которой из наших лодок это было проще делать? Между прочим, практически все обносы на Тохме давали простор для весьма активных физических упражнений. Тропы как правило нет, приходилось ползать вверх-вниз по каменным лбам и оврагам сквозь заросли кустарника и деревьев. В этих условиях ручки, пришитые к деке и на 15 кг меньший вес Щуки очень даже помогали.

Что хотелось бы сказать в заключение. В рассказе о походе по Топозеру и Поньгоме я согласился с мнением о Щуке, как байдарке для чайников, в том смысле, что она прощает многие ошибки и позволяет пройти пороги, слишком сложные и опасные для каркасных лодок. Конечно с оговоркой - для препятствий определенного типа, а именно шкуродерных шивер и порогов, не слишком мощных, но требующих сложного маневра. На Тохме это мнение в основном подтвердилось. Щука прошла несколько очень интересных порогов, которые Таймень и Свирь были вынуждены обнести. При этом я соглашусь с Андреем Чупикиным (одним из главных щуководов, который считает название "байдарка для чайников" в корне неверным) в той части, что сливы с глубокими бочками требуют от экипажа Щуки бОльших опыта, усилий и внимания, чем от экипажа жесткой каркасной байдарки. Здесь как раз гибкость лодки - ее слабость. Причем на мой взгляд решающее значение имеет правильный заход в слив - на скорости и перпендикулярно перегибу. Если передняя половина лодки будет вывешена над сливом наискось, матрос будет валиться набок, закручивая корпус лодки, как бы ни были накачаны баллоны. Сделать после этого что-либо трудно. Бедренные упоры, очень помогающие задавать крен и чуствовать себя уверенно при маневре, в этой ситуации уже не работают. Здесь Щука похожа на катамаран, у которого большая статическая остойчивость, но по достижении критического угла крена (примерно соответствующего отрыву от воды одного баллона) оверкиль происходит стремительно и неконтролируемо, в отличие от килеватых лодок, сохраняющих остойчивость и, соответственно, возможность встать почти до конца. Может быть упреждающий крен и спасет в этой ситуации, но это уже, согласитесь, не совсем для чайников. Возможно, что серьезно могли бы помочь жерди, которые я использовал на Поньгоме - не дали бы так легко и независимо от капитана падать матросу. (На Тохме мы их не привязывали - не очень подходящий был лес, да и ради трех дней возиться не хотелось). Для сравнения можно посмотреть фотографии с Поньгомы - думаю, что сомнения в том, что жерди серьезно увеличивают жесткость Щуки, пропадут. И я не оставляю робкую надежду, что автор Щуки Михаил Чернецкий в конце концов прислушается к моему скромному мнению и начнет пришивать крепления для жердей и бедренных упоров на штатные Щуки. Сколько труда было бы сэкономлено любителям походов чуть выше матрасной категории сложности!

Что касается ходкости Щуки, то, конечно, Таймень и, тем более, Свирь - более быстрые лодки. Но тем не менее, наш экипаж с суммарным возрастом за 85 лет почти все время шел впереди, и мне не показалось, что наши молодые друзья уж слишком расслаблялись - пусть поправят, если вру. Во всяком случае на подобной речке Щука тормозом точно не будет. И заодно скажу, что своим рассказом я никоим образом не хочу бросить тень на эти достойные лодки. Про старый добрый Таймень, на котором я ходил десять лет, при всех его недостатках язык не повернется худого слова сказать. На Свири я немного покатался, и она мне понравилась своей скоростью и хорошей управляемостью. При ее весе (почему-то при обносах наш экземпляр Свири нам казался даже тяжелее Тайменя, хотя по паспорту должен быть легче на 10 кг), жесткости и скорости ей не страшны валы и бочки, трудные для Щуки. Ну и, конечно, на вкус и цвет…. И все же если вы хотите получить максимум удовольствия от похода по Тохмайоки или другой подобной речке после паводка, ваш выбор - Щука.

В начало страницы | На главную страницу | Карта сервера


Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии



Препятствие №3
Щука идет по правой
протоке


Пр №12
Сколько экспрессии в
прохождении Щукой даже небольшого сливчика! Можно, конечно, сказать
и "прикольно"


А вот тот же слив проходит Таймень.
Все чинно-благородно.


Пр №16
Ключевое место после
левого поворота. В сливе камни (из-за них обнесли каркасники), но Щуке они нипочем


Пр №20
Щука демонстрирует свою прекрасную
маневренность. Основная струя здесь идет в не очень
приятное место


Маневр удался


Пр №29
Слив, который нас
положил. Фас


Профиль


Пр №32
Обносим Таймень


Пр №32
Щука проходит слив. Здесь заход был удачным и никаких поползновений к килю не было. Но камни в сливе чувствуются



© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100