Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Туристское снаряжение Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Статьи Тест-лаборатория Каталог снаряжения Магазины Рынок  


Байдарка "Щука-3", модернизированная

Автор - С. Шендеровский.

Это попытка систематизировать сделанные мной усовершенствования "Щуки-3" и отредактировать тот надерганный второпях из переписок сумбур, что лежал на Скитальце под названием "FAQ по обвязке и рулям для байдарки "Щука". В начале, как обычно, напомню, что все оценки - мое личное мнение, никому его не навязываю. Кое-что можно сделать по-другому, лучше, красивее и легче (например, стандартный тайменевский руль тяжеловат, и я подумываю о замене его на более легкую самоделку). Но как говорится в старом анекдоте: "Что есть - то есть. Пусть клевещут". С другой стороны, многие вещи очевидны и давно изобретены не мной. Но, возможно, Чайникам типа меня или еще большей степени чайниковости кое-что будет полезным. Здесь много повторов из более ранних материалов "По Топозеру и Поньгоме" и "По Тохмайоки". Также ссылаюсь на "классический" труд Андрея Чупикина и материал Михаила Трускова.

На всякий пожарный случай поясню, что под жаргонным словечком "стропа" я (как и другие туристы) подразумеваю прочную, довольно толстую (сравнимо с 1 мм) капроновую (бывает и брезентовая - это не то, что нужно) тесьму различной ширины (я встречал от 10 до 50 мм), сейчас она обычно жесткая, черного цвета, а раньше в "Юном технике" продавались обрезки мягкой белой. "Репшнур" - плетеная капроновая веревка 4-8 мм, для наших целей подойдет и та, что продается в рыболовных магазинах.

Вот перечень основных переделок, упорядоченный по такой форме:
номер по порядку, объект переделки/доделки, назначение переделки, краткое описание, оценка эффективности.

1. Бедренные упоры (рисунок)
Назначение: откренивание, фиксация гребца в лодке при различных управляющих гребках, например, "зацепе".
Краткое описание: идею применить на "Щуке" (хотя сами по себе упоры - очень старое изобретение) и описание конструкции я заимствовал у Андрея Чупикина. Не уверен, что подробности совпадают. Отрезки широкой стропы с петлями на концах пришить к деке близко к краю "очка" на уровне посадки гребца в направлении ответных петель. К деке по оси лодки перед "очком" пришить в виде буквы V ответные петли из той же стропы. Петли передние и задние (они должны в накачанном состоянии лодки не доходить друг до друга 5-7 см) стянуть кусками репшнура. Важный момент: обязательно укрепите деку в местах пришивания упоров и петель кусками прочного толстого капрона (авизент, кордура), особенно в районе передних петель (здесь минимум 20Х20см). Не знаю, как на вашем экземпляре, но у моих лодок ткань деки - довольно тонкая основа с пленкой, видимо ПВХ. Под нагрузкой пленка отслаивается от основы и лопается (это, к сожалению, не теория). С какой стороны (внутренней или внешней) нашивать стропы - решайте сами. Интуитивно кажется, что с внутренней надежней (нагрузка не на отрыв, а на срез), но с внешней чуть более удобно и, к тому же, у меня задняя стропа сзади заканчивается тоже петлей для (нереализованного пока) крепления спинки.
Оценка эффективности: очень полезная вещь и при откренивании, и когда надо сильно вывеситься при зацепе. Да и просто удержать равновесие. В упорах сразу чувствуется связь с лодкой. Однако слишком полагаться на них не стоит, если лодка попала под сильное перекашивающее воздействие (характерный пример - вывешивание на сливе не под прямым углом и на малой скорости) и если у вас плохо накачана лодка и нет жердей. Лодку, скрученную из-за "переламывания" одного из баллонов, на мой взгляд, удержать на ровном киле почти невозможно. Просто капитан упадет чуть позже матроса. Есть еще один момент - плоскодонная лодка, как и катамаран, обладает большой начальной (статической) остойчивостью, но при достижении определенного угла крена резко теряет ее и кувыркается стремительно и неконтролируемо. (В отличие от килеватых лодок, которые легко накренить, но зато и поставить на ровный киль их можно из почти "полегшего" положения, пардон за каламбур). В любом случае, открениваться надо стараться вовремя, а не реагировать на уже происходящий оверкиль.

2. Юбка
Назначение: предположительно для повышения безопасности при оверкиле в пороге.
Краткое описание: обрезать горловину штатного юбко-фартука, зашить край в кулиску (потом вставить в нее кольцо из тонкой дюралевой трубки), отступив от края 5-8 см (спереди - больше), нашить петельки (или сплошную кулиску из мягкого капрона) и пропустить в них стягивающий шнур. Сшить подходящую по размеру срывную юбку. Тут главное - не обрезать лишнего. Семь раз отмерь… А потом, может быть, и передумаете резать. Я такое "обрезание" сделал только на капитанском месте одной из моих двух Щук.
Оценка эффективности: мне - неясна. Штатные юбки на гладкой воде абсолютно не мешают выпадать из лодки - проверено многократно на тренировках, а по-настоящему в пороге (довольно глубокая бочка под сливом около 1 м) килялся только один раз - с тем же результатом. Статистики, конечно, маловато, но сомнения в справедливости для штатных юбок термина "Братская могила" переросли в глубокие. У кого есть более обширный опыт - поделитесь! Были ли у кого проблемы с покиданием Щуки? Что касается удобства - для хорошей погоды на гладкой воде - безразлично (не надеваете юбку), в дождливую и холодную уютнее штатные, зато в валах проще загерметизироваться срывной.

3. Петли на деке
Назначение: привязывать жерди для повышения продольной жесткости, а также пропускать через них обвязку
Краткое описание: петли из стропы 15-25мм Х 7-10см пришить к деке с захватом шва дека-дно через 30-40 см (сколько не лень - дело это довольно муторное, особенно близко к носу и корме). На мой взгляд наиболее критичное по нагрузке место - и соответственно там почаще петли - нос (50-70 см от оконечности) и очко для матроса.
Оценка эффективности: сравните фотографии прохождения порогов на Поньгоме (с жердями) и на Тохме (без них) - по-моему, разница видна невооруженным глазом. Не уверен на сто процентов, но мне кажется, что жерди помогли бы нам с Михаилом Трусковым избежать киля на Тохме. (К сливу мы подошли на малой скорости и под углом - вывешенный баллон переломился, лодка начала закручиваться и потеряла управляемость, а опереться в пене, естественно, не удалось. Последовательность событий, возможно, была несколько другой, но смысл тот же). Конечно, жерди не могут предотвратить скручивания лодки как целого, "винтом", но мое мнение такое - намного хуже скручивание именно с переломом одного баллона - лодка очень сильно деформируется, резко возрастает сопротивление и полностью теряется управляемость.

4. Обвязка (рисунок)
Назначение: безопасность, как и на любой байдарке (держаться за нее при оверкиле), возможно, некоторое повышение жесткости (только в сочетании с жердями), а также основа для подвески руля.
Краткое описание: носовую и кормовую петли (кольца из широкой стропы или репшнура) соединить по обоим бортам репшнуром 4-8 мм, пропущенным в бортовые петли, с натягом.
Оценка эффективности: для безопасности в порогах обязательна, только надо привыкнуть искать опору руке не сверху - на скользком дне перевернутой байдарки, а под водой - на обвязке. Жесткость может несколько (я думаю, незначительно) повыситься только в сочетании с жердями, когда образуется некое подобие лука с натянутой тетивой. Имеет ли какое-то значение небольшое задирание носа и кормы при хорошем натяге обвязки, с уверенностью не скажу, но интуитивно мне нравится. Ну и заодно, кормовая петля обвязки - прекрасная основа для навески и регулировки руля.

5. Руль (рисунок)
Назначение: устойчивость на курсе и управляемость, особенно на открытых продуваемых водоемах.
Краткое описание: подвесную систему из стропы с петлями натянуть на кормовую петлю обвязки, отрегулировать положение веревочками. К системе подвесить стандартный тайменевский руль. Примечание: думаю, не стоит намертво пришивать подвесную систему к корме, как предлагали некоторые мои корреспонденты - ее положение должно регулироваться. Не каждый раз байдарка будет надуваться совершенно одинаковым образом, и руль будет висеть косо.
Оценка эффективности: очень разгружает от необходимости рулить веслом (а то и грести с одной стороны) на гладких участках. Совершенно незаменим на штормовом озере. В порогах поднимается за 2 секунды или, в крайнем случае, для прохождения/катания сложного порога вообще снимается (2 минуты) и не мешает. Даже в пассивном, неуправляемом положении значительно улучшает устойчивость на курсе - играет роль стабилизатора, а закрепленный жестко, позволяет до некоторой степени вести лодку "корабликом" при бечевании вверх по течению (см. п. 6.)

6. Передний выносной киль (рисунок)
Назначение: бечевание - проводка лодки "корабликом" при движении вверх по течению реки. Передний киль и руль вместе образуют разнесенный киль. Этот вид путешествий, конечно, не так популярен, как просто сплав, большинство водников с ним на практике не знакомы (до лета 2002 г и я был таким). А зря. Многие красивые "классические" уральские маршруты требуют сначала "саночки возить". Тем более, что ничего страшного тут нет. При правильной подготовке бОльшую часть времени гуляешь и нюхаешь цветочки.
Краткое описание: пластину примерно 300Х120Х4 мм (размеры я взял с потолка без всяких расчетов - могут быть варианты) из слегка обработанной и покрытой лаком фанеры (надежнее - из 2 мм дюраля) с привинченной крепежной рейкой закрепить хотя бы скотчем и шнуром в вершине V-образного кронштейна (во как лихо и технообразно сказанул - на самом деле это две березовые ветки). Все это закрепить с помощью верхней (ограничительной) и нижней (крепежной) веревок на носу лодки с таким расчетом, чтобы перо в рабочем положении было в воде примерно на половину своей длины (15 см).
Оценка эффективности: Плоскодонная лодка корабликом ходит очень плохо и это подтвердил опыт Михаила Трускова в походе по Соби и Хараматолоу. Мы прошли маршрут Подчерье (вверх) - волок - Тельпос (сплав) - Щугор (сплав) с использованием руля и киля при бечевании. При этом лодки были связаны катамараном, т.е. один тянет - трое гуляют. Система прекрасно действует на хорошем и удовлетворительном бечевнике, где полоса лопухов не превышает 5-7 м, управление при обводке камней и мелей несложно. Несколько худшие результаты получены при использовании только руля - полоса лопухов до 3-4 м, слабая управляемость при маневрах. Возможен вариант связывания лодок "валетом", когда руль перевернутой лодки используется в качестве переднего киля (не пробовали). Или еще способ - в лодку садится человек и помогает бурлаку обходить препятствия и отгребаться от лопухов (пробовали). Но с передним килем лучше.

Еще раз кратко изложу свое мнение о ТТХ модернизированной "Щуки" на различных маршрутах в сравнении с другими, в первую очередь каркасными, байдарками. Как обычно, все это - мое личное мнение. Ни слова про "белую воду", не сравниваю ни с каяками ни с катамаранами, так как не компетентен, и это совсем другой стиль хождения. Большая часть уже изложена мной в материалах по Поньгоме и Тохмайоки.
Мелкие шкуродерные шиверы. Это и без всяких переделок - стихия "Щук".
Сложные, но не мощные пороги с камнями в сливах, требующие маневра. Щука лучше по двум причинам - не боится неизбежных ударов о камни в "грязных" сливах и маневренней любой килеватой лодки. Нужны упоры и обвязка, желательны жерди.
Озера. Несколько меньшая скорость, зато прекрасная устойчивость на штормовой волне. Сравниваю с "Тайменем" и "Салютом" и похожими по мореходности лодками. Я не плавал на специализированных "озерных" байдарках, типа "Ладоги", которые, впрочем, не слишком распространены. Нужен руль.
"Уральские кругосветки" - маршруты с подъемом вверх по течению, волоком или просто длинной пешей частью. Руль и передний киль решают проблему бечевания, ну а уж волок с чем идти легче - понятно само собой.
Есть, конечно, "ниши", где на преимуществе Щуки перед каркасными лодками я настаивать не буду (все же не совсем невменяемый я щуколюб) - ОЧЕНЬ длинные, абсолютно гладкие или с чистыми глубокими перекатами реки без штормовых озер (тут скорость может быть не лишней), достаточно мощные чистые сливы с хорошими бочками, высокие косые стояки и прижимы - их, конечно, легче проходить на скоростной жесткой лодке. В семейный "матрасный" поход с маленькими детьми хорошо ходить на Т3 - там есть где им повозиться и даже поспать. Но все равно, по универсальности (в известных пределах) Щуке нет равных.

Если после всех доделок Щука все же не сможет удовлетворить Ваши потребности, то скорее всего Вы - каякер, катамаранщик или же любитель проехаться на рафте в обществе изрядного количества ящиков пива.

И в заключение, что бы мне хотелось еще сделать? Хочется кардинально упростить предпоходную сборку. Честно говоря, слегка достает вся эта процедура выворачивания наизнанку и ползанья внутри, особенно если идешь несколько раз за сезон. Хочется вставить баллоны если и не раз навсегда, то хотя бы надолго. Но как сушить? Плесень разводить все же не стоит. Вот думаю проделать в деке в носу и корме вентиляционные отверстия под шланг пылесоса и в накачанном состоянии, но не "до звона" и без шпангоутов (чтобы был зазор между баллонами и шкурой) продувать. Кто-нибудь пробовал? Поделитесь опытом (это касается и любых других доделок).
И еще - сделать легкую, простую, но надежную систему установки паруса и шверца. На Топозере я попробовал это дело - красота. "Море, ты слышишь, море, Твоим матросом хочу я стать". Каботажным, конечно.

Комментарии и дополнения
 aap22, 28.05.2004
В свое время начитавшись исследований Сергея по Щуке и поимев собственный опыт сплава на Щуке довел несколько мыслей до конца. А именно:
заменил тканевую деку на тонкую тезу Ferrari. Получилось опрятнее и сохнет быстрее
Про петли. Еле уговорил Чернецкого при собственно пошиве настрочить его же вязочную катамаранную змейку. С рамой Щука - ну просто милое дело. Валы и бочки до 0, 7м просто давятся (как катамаран). Стало существенно комфортнее идти цепочки валов/бочек.
Донный участок сделал из толстой тезы Viniplan. Теперь с легкостью промазался клеем боковой шов и в байдарке стало практически сухо.
Рама - делал ее разборной. Общие впечатления - отлично, но крепеж ее частей необходимо доработать
Бедренные упоры нужны обязательно - без них матрос вылетает из байдарки при прохождении на хорошей скорости больших валов/бочек (валы 2, 0-2, 5 м, бочки от 1, 0 м)
Руль - теперь Чернецкий сделал кронштейн для тайменевского руля. Для озер и плесов обязательно, т.к. иначе борьба за курс просто изматывает.
Некоторые фрагменты от впечатления по новой Щуке в отчете по Видлице http://www.skitalets.ru/water/karelia/vidlitsa_post2004/index.htm
 Дмитрий, 19.06.2007
а есть ли у вас возможность выслать фото проведенных с щукой модернизаций, или более четкого рисунка, а то из вашего наброска ясен только принцип, а не исполнение(в частности куда вставляется ось на руле, и как им управлять)
 Константин, 24.02.2011
Для себя, обладателя Щуки-2, устоичивость на курсе решил установкой руля от Тайменя и приклейкой стабилизаторов из резины (элементы надувных лодок для сидения+обработка) на дно по два со стороны носа и кормы. Ну и парус в проекте.Кому интересно, пишите Konst-V2006@tut.by
 Михаил, 06.07.2011
А не могли бы вы дать поточнее инструкцию сборки, так сказать, Я относительно недавно приобрел Щуку3 и после пары спусков заметил вами описанные её недостатки. И есть желание их доработать. Надеюсь не откажите в помощи! Спасибо!
 Андрей, 19.06.2012
Попал ко мне вполне убитый Т3 Решил все что с него можно применить на Щ3 использовать Шкура была на Таймешке мертвая Но и она сгодилась Вырезал носовую и кормовую часть киля (с загибом) длиной около 70 см с частью шкуры Сначала проклеил часть с резиной намертво Оставив юбку по сторонам для приклеивания к днищу Щ3 Потом приклеил готовый киль на нос и корму Щуки Носовой получился чуть выше кормового но при этом может сложиться к дну по своей длине что в принципе не плохо т к на камне жесткий киль стал бы помехой а так даже если теоретически он остался в таком положении то все равно способен помочь в курсовой остойчивости

Честно скажу название всех частей скелета Т3 не знаю но есть там аллюминиевые плоские детали вставляющиеся одна в другую Из них планирую собрать жесткость Так же хочу поставить руль от Т3 но не на обвязке как было показано выше а через два слоя толстой резины намертво на болтах с герметиком Жесткости крепления надеюсь достичь тем что при накачивании балоны прижмут резину и руль сможет работать Управление педалями планирую закрепить на лист фанеры или текстолита такой ширины что бы при накачивании балоны его фиксировали но дабы сократить вероятность пробоин в месте соприкосновения листа с дном на камнях под лист сделать подложку из вспененного полиэтилена , а снаружи проклею место куском тента от Газели (Моей Щ3 уже порядком пришлось пройти так что заменить кучу заплаток на один большой лист не повредит) Фотографии того что делаю выкладываю тут http://vk.com/photo138796421_285363801 Может кому будет полезно
 Андрей, 19.06.2012
Так же пробовал два года парус на Щ3 Первый год на носу, второй после первой деки
Но Как гласит закон туриста "ветер всегда встречный " В итоге из 12 дней похода на парусе 4- часа Остальное время балласт Тут все зависит от маршрута конечно Кому интересно Пришлю чертеж и описание Ничего не покупалось Все из подручного материала
 Бахтин В.М., 20.09.2012
До нынешнего лета пользовался всякими лодками, а нынче решил для сплава по Витиму(Романовка- БАМ) приобрести "щуку1)для ускорения передвижения.Непривычка к байдарке и трудности удержания её на курсе заставили меня на третий день переделать Щуку на распашные весла как у лодки и было мне счастье. Байдарко-лодка держала курс, не уставали плечи и на витимских шиверах было без проблем.
 Сергей, 01.07.2013
Байдарка Щука http://youtu.be/3BIoPgmPBMU
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100