Река Казыр

Сезонность - июнь - август
Категория сложности - IV, без прохождения порогов "Нижние Щеки" и Базыбайского
Схема

Истоки Казыра находятся в самом центре высочайших хребтов Восточного Саяна. Долгое время эта река считалась самой сложной для сплава, и в настоящее время пороги "Нижние Щеки" и Базыбайский рекомендуется обнести.
Путь в исходную точку маршрута - Верхнюю Гутару и далее к Казыру описан в маршруте 72. От устья Кишты (правый приток) можно начать сплав на байдарке или надувной лодке. Здесь Казыр еще мелкий, много камней, в узких протоках завалы. Плот целесообразно строить в устье реки Вала. 20 км от впадения Средней Кишты до Валы удобнее пройти по правому берегу Казыра. В устье Прямого Казыра трудный участок горелой тайги.
Первые шиверы, требующие разведки, расположены в 35 - 40 км от устья Валы, после впадения слева реки Томской. Шиверы Томская и Саянская разделены километровым участком спокойной воды. Через 8 - 10 км, относительно спокойных, Казыр, огибая скалу, круто поворачивает направо. За поворотом - порог Кривой (проход у правого края струи). Чуть ниже Кривого - одноименная шивера.
Через 25 - 30 км серьезный порог "Щеки". Перед ним река входит в скальные берега, в русле встречаются камни. Следует ряд крутых поворотов, быстрин, затем относительно прямой (300 - 400 м) отрезок реки, за которым виден первый слив порога. Пристать для разведки и обноса нужно к левому берегу в начале прямого отрезка. В верхней части порога много камней, высокие крутые валы, а в нижней, отдаленной от верхней, 70 м спокойной воды, река течет в узком скальном каньоне, где крутой слив прижимает к скалам левого берега. Особенно опасно это место для деревянных плотов. Если у группы нет полной уверенности в успехе, нижнюю часть "Щек" лучше не проходить, а сбросить пустой плот через "Нижние Щеки": его легко поймать в улове за порогом с помощью надувной лодки или байдарки.
Еще через 8 км расположен короткий Верхне-Китатский порог. Здесь масса крупных камней с узкими проходами между ними. За 3 км до следующего, самого сложного порога Казыра - Базыбайского есть характерное место, называемое "Воротами". Образованные скалистым островом и береговой скалой, "Ворота" легко проходятся правой протокой.
Для осмотра Базыбайского порога нужно причалить в улове перед ним, пройдя характерный белый камень на левом берегу; здесь река резко поворачивает направо. Основная опасность при преодолении порога - сильный прижим к вертикальной скале у правого берега. Позволить себе пройти "Базыбай" может только очень опытная группа. Сброшенный в Базыбай плот, как и в "Нижних Щеках", нетрудно поймать за порогом.
Далее скорость воды уменьшается, появляются острова и протоки. В 10 км после селения Нижне-Казырской начинается длинный участок мощных шивер, называемых чаще Убинскими порогами. За ними на правом берегу реки стоит поселок Жаровский, где можно закончить маршрут и выехать попутной машиной на железнодорожную станцию Курагино либо добраться до городов Минусинска или Абакана.
Есть препятствия на Казыре и после Жаровского. Так, у деревни Гуляевки находится мощный порог с таким большим валом, что проходить его не рекомендуется даже на плоту.
Дальше в русле встречаются отдельные скалы, на которые сильно наваливает струя. Потом река становится шире, появляются мелкие песчаные перекаты, ниже серьезных препятствий нет.
Литература: 91, 92, 93, 103, 107, 109

Источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.

В начало страницы | На главную страницу | Карта сервера | Пишите нам

Froggy, 13.06.2006
Информация по заброске на Казыр.

Мы были на этой реке в 2005 году, в июле. Если хочется лететь на вертолете, то можно заказать рейс на авиапредприятии Нижнеудинска (в инете есть телефоны), но нам 90 тыс. р.за 3 часа полета показалось дорого. Мы забрасывались без вертолета: сначала на "Урале" из Нижнеудинска до Катышного, потом на лошадях по Катышному ручью, р. Мурхой, вверх по Гутаре и Идену до пер.Федосеева, по Мал.Киште выходили на Казыр.
Телефоны водителей в Нижнеудинске: Ивановы Михаил или Евгений (39517) 20178 или 20179 (это родственники, бизнес у них единый, а телефоны разные).
Дорога занимает 16 часов при удачном раскладе. Водители нормальные: вовремя нас встретили с поезда, довезли, лишних денег не клянчили. Эта часть заброски стоила 15 тыс.рублей.
Каюр – владелец лошадей и проводник – у нас был Андрей Морозов. Он живет в Верхней Гутаре. Его адрес Иркутская область, Нижнеудинский р-н, пос.Верхняя Гутара.
Можно позвонить в сельсовет и договориться о разговоре с ним: код - 8 395 17 телефон 728 59. Скорее всего в сельсовете к телефону подойдет его жена, Елена Морозова, и уж с ней можно условиться о точном времени беседы. Связь очень плохая, часто прерывается, надо долго дозваниваться. Разница во времени с Москвой 5 часов.
Морозов – вполне надежный трезвый мужик, очень интересный собеседник. Во время был на месте, все свои обязательства перед нами выполнил, лишних денег или вещей не просил. Аренда лошади в день – 400 рублей, плюс его услуги еще 400 рублей в день. Загрузка лошадей – два рюкзака примерно по 35 кг. на одну лошадку. Верхом там ехать не реально, только ребенка 10 лет мы посадили верхом на груженую лошадь. Весь путь от Катышного до Казыра занял у нас 6 дней. Группа была средней подготовки, погода дождливая в основном. В отчетах пишут, что последний участок пешки – у впадения Малой Кишты в Казыр завален лесом и тропы нет. Мы этот завал пропилили, и тропа там есть, для пешего нормально, но лошади падают.
При такой заброске вы попадете на Казыр выше верхнего каньена. Если не предполагается его проходить, то придется обнести, а переправы через Большую Кишту, известную как Чертов Мост, нет, она разрушена, в чем мы сами убедились. Поэтому пройти от впадения Малой Кишты до Прямого Казыра (то есть обойти весь верхний сложный участок по правому берегу) нельзя, часть придется проплыть.
Если планируется выходить на реку ниже верхних порогов, можно идти от Катышного по Мухрою вверх, и через верховья Уды выходить на Левый Казыр. По нему тоже есть тропа, но Морозов по ней лошадей вести отказался – говорит, не пройдут они там. Пешком группы там проходят, но из суровых мужиков, и тоже говорят, что тропа неважная.
В Нижнеудинске есть очень полезный человек, путешественник и художник Алексей Степанович Усков. Его телефон , (39517) 20103. Он Восточные Саяны все облазил и проплыл, охотно делится информацией.
 Дмитрий, 05.12.2006
Хочу выразить благодарность за публикацию такой статьи с указанием телефонов и адресов. Я и мои друзья тоже увлекаемся прохождением рек притока Казыра, рыбалкой. Честно говоря я рассматривал вариант захода на устье Казыра через Иркутскую область, так как знаю людей в Нижнеудинске, но данная информация значительно облегчила эту задачу. Хочу узнать можите ли вы дать более разясненную информацию по прохождению Казыра, какие сложности и опасности могут подстеригать на пути, и какая экипировка должна быть у нас(лодки и вся омуниция) так как в такие походы пока не ходили но очень хочется. Заранее блогодарен и жду ответа. Дмитрий г. Красноярск.