Регистрация

Лыжные походы в горах

Автор: Малеинов А., Заслуженный мастер спорта

Государственное издательство "Физкультура и спорт", Москва, 1948

Посвящается альпинистам, погибшим на фронтах Отечественной войны

Прислал Евгений Хабенский

Содержание

OТ АВТОРА

В настоящей книге, рассчитанной на альпиниста-значкиста, автор хочет поделиться своим опытом, приобретенным за пятнадцатилетнее участие в горнолыжных переходах и высокогорных лыжных школах.

В предположении, что читателю известны основные приемы горнолыжной техники и техники альпинизма, о последних упоминается лишь в самой сжатой форме с акцентом не на выполнение самих приемов, а на их тактическое применение в условиях походов.

Не случайно много места отведено вопросам лавинноопасности - основного врага лыжника-альпиниста. Эти вопросы слабо освещены в имеющейся у нас спортивной литературе.

Появившийся в течение последних лет интерес к использованию лыж в горах, вне пределов зимнего сезона, вызвал необходимость изложить специфику летних лыжных походов.

В книге использован опыт коллектива альпинистов, работавших по преподаванию альпинизма и горнолыжной техники в специальных военных школах Закавказского фронта.

ВВЕДЕНИЕ

Горные лыжи - единственное средство, позволяющее с наименьшей затратой времени и сил преодолевать зимой перевалы и делать восхождения на вершины почти не менее успешно, нежели летом. Большую часть года горы, покрытые глубоким слоем снега, представляют для невооруженного лыжами человека почти непреодолимое препятствие. Если зимой в зоне культурных долин и сохраняются летние дороги, расчистка которых требует немало сил и времени, то в высокогорье снег, ветер и лавины уничтожают все тропы, и, таким образом, единственную возможность для передвижения в высоко расположенных горных районах дают только горные лыжи.

Настоящее развитие зимнего альпинизма и горнолыжного спорта началось в Западных Альпах в период 60- 70-х гг. прошлого столетия.

История лыжных походов в горах нашей родины теснейшим образом связана с Великой Октябрьской социалистической революцией. В дореволюционной России горнолыжного спорта и зимнего альпинизма не было.

Красная Армия в борьбе с врагами, смыкавшими кольцо вокруг молодой социалистической республики, учла всю ценность лыжной подготовки бойца и многими своими успехами в отдельных районах обязана своевременной оценке этого обстоятельства.

Кому не памятен героический лыжный поход бойцов Интернациональной школы под руководством Тойво Антикайнена, когда отряд советских лыжников, перевалив через неприступный горный хребет, уничтожил белофинскую банду на берегу Кимасозера...

В годы мирного строительства в нашей стране стали быстро развиваться все виды физической культуры, в том числе и новый вид спорта - альпинизм, который с 1923 г. получил всеобщее признание и стал приобретать массовый характер.

Альпинизм и горнолыжный спорт занимают теперь видное место в системе советской физической культуры. Эти виды спорта всесторонне развивают человеческое тело, содействуют выработке личных качеств человека- смелости, решительности, выдержки, силы воли. Нашему альпинизму совершенно чужд дух индивидуализма, который зачастую так сказывается в иных видах спорта. Напротив того, "чувство локтя", дух коллективизма - качества, неотъемлемые от группы людей, путешествующих со спортивными целями в горах.

Трудности и опасности горновосхождений воспитывают я человеке закаленность, умение приспособляться к любым трудностям. Особенно заметно проявилось это во время Великой Отечественной войны, в которой наши альпинисты и лыжники показали себя с лучшей стороны, с успехом выполняя труднейшие и рискованейшие задания на фронтах и в глубоком тылу врага.

Советские альпинисты не замкнулись в рамки летнего сезона: труднейшие горные районы осваивались также зимой.

Большой интерес вызвал первый горнолыжный переход через Главный Кавказский хребет, проведенный в феврале 1931 г. Центральным советом Общества Пролетарского Туризма через перевал Твибер. Впервые лыжники появились в советском Давосе - солнечной Сванетии, расположенной между огромными вечноснежными хребтами. Последовавшие вслед за этим летние лыжные экспедиции Конапасевича и Черепова на Эльбрус выявили огромные возможности для летней тренировки лыжника в высокогорье. Переход Кавказского хребта через высочайший перевал Цанер (4100 м) зимой 1932 г. экспедицией Осоавиахима (Жемчужников, бр. Коломенские, Малеинов и др.), поход грузинских альпинистов через перевалы Главного хребта в Южную Осетию и Хевсуретию являются первыми вехами пути развития лыжного альпинизма в Советском Союзе.

Вслед за этими первыми экспедициями, толкнувшими советских туристов и лыжников к изучению новых районов, последовали переходы, организованные в 1933 г. первым председателем московской горной секции Ал. Гермогеновым, через Местийский перевал в Сванетию и через Бечо к седловине Эльбруса. В том же году группа сванов, руководимая лучшим альпинистом Сванетии Габриэлем Хергиани, совершив поход из Местии в Нальчик, прошла перевал Башиль.

Ряд экспедиций и отдельных самодеятельных групп выявили замечательные лыжные районы, ставшие популярными у альпинистов и лыжников нашей страны,

Впервые были обследованы в лыжном отношении районы Кавказского заповедника (поход ЦДКА), чудесные склоны Гагринакого хребта (Малеинов Андр. и Симагин).

Стали регулярно проводиться школы в местах, где обосновались альпинистские лагери добровольных спортивных обществ.

Пионерами здесь были ДСО "АЗОТ" - в Адыр-су, суровом, "о исключительном по снегу и склонам ущелье, ДСО "Локомотив" - в Гвандре, ДСО "Наука" - в Домбае и другие организации.

Высочайшая гора Европы - Эльбрус - ежегодно посещалась, вплоть до самой Великой Отечественной войны, целым рядом групп и в первую очередь нашими спортсменами-слаломистами и скоростниками. Первый скоростной спуск с вершины Эльбруса был совершён В. Гиппенрейтера в 1939 г. Постройка отеля и а "Приюте 11" содействовала в еще большей степени популяризации Эльбруса, с его необъятными снежными полями, как замечательного места для круглогодичных лыжных тренировок.

К 1941 г. седая голова Эльбруса уже часто видела зимних восходителей, преимущественно на лыжах. Так же стали популярными для зимних походов главная вершина Гвандры и в особенности Софруджу (в районе Домбая), вероятно, побившая рекорд по зимней массовости.

За последний десяток лет горнолыжные переходы и восхождения начали усиленно развиваться и в союзных республиках. Интересные перевальные маршруты пройдены лыжниками Киргизии, Казахстана. Инициаторами здесь явились молодые алма-атинские альпинисты. Еще в 1935 г. было сделано зимнее первовосхождение на пик Комсомола, самую популярную вершину района.

Лыжно-альпинистские школы для инструкторов, проведенные в Кировске, Центральном Кавказе, Домбае и в Бакуриани, подготовили много квалифицированных инструкторов и тренеров горнолыжного спорта.

Период Отечественной войны был периодом боевых испытаний. Летом 1942 г. враг подошел к Кавказу. Бои завязались на перевалах Главного Кавказского хребта, на вечно снежных полях Эльбруса.

Но, несмотря на все усилия немцев прорвать оборону перевалов Главного Кавказского хребта, их планы провалились.

Наши войска, в которых инструкторами по горной подготовке и проводниками служили спортсмены - лыжники и альпинисты, не уступили ни одного перевала противнику.

Переход на рельсы мирного строительства, постановления правительства о стимулировании физкультурного движения, возвращение из рядов Советских Вооруженных Сил сотен и тысяч спортсменов создают предпосылки для нового подъема советского спорта.

Альпинизм и горнолыжный спорт особенно тесно сблизились за время войны. Восстанавливаемые и вновь строящиеся в высокогорной зоне альпинистские лагери будут теперь служить круглогодичной базой для лыжных тренировок и походов. Намечается строительство ряда горных хижин и приютов, наличие которых даст возможность широкого развития радиальных и перевальных маршрутов на лыжах, а также проведения соревнований по слалому и скоростному спуску в высокогорных районах, отличающихся неограниченными лыжными возможностями и отличными снежными условиями. Горнолыжным спортом за время войны стало заниматься большое количество молодежи. Возрос педагогический и методический опыт наших тренеров и инструкторов. Дело лишь за широкой пропагандой горнолыжного спорта и альпинизма, удачное сочетание которых представляет собою один из замечательнейших видов спорта.

Читайте далее -> Глава 1

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея

• Видеодомофоны
  • Видеокамеры, видеодомофоны, турникеты, пожарная сигнализация и пр