Ветлуга (260 км)

Кунеево - Быстри (50 км) - устье Вохмы (6О км) - Сайменский (36 км) - Воздвиженское (34 км) - Б.Варакино (62 км) - Голыши (18 км).
Июль - август, 7,5 балла.
Схема 24

Ветлуга не нуждается в специальных рекомендациях: она многократно описана в туристской литературе. Этот крупный и живописный приток Волги доступен для байдарочных путешествий на протяжении около 750 км - от Кунеева в верховьях до устья. Ниже Шарьи Ветлуга течет преимущественно в песчаном русле, однако именно здесь она становится доступной для моторных судов, а ниже Ветлужского на реке имеется регулярное судоходство. Поэтому для путешествий рекомендуется менее доступный, но наиболее живописный и малонаселенный участок реки в ее верховьях.
От станции Шабалино железной дороги Галич - Котельнич до с. Кунеево, откуда начинается плавание, можно доехать автобусом (45 км по дороге на Черновское). У Кунеева ширина Ветлуги в межень 15 - 20 м; русло глинисто-каменистое, встречаются щебенчатые перекаты и коряги, по берегам - смешанные леса (ель, береза, ольха, осина, много красной смородины). До Наянова придется преодолеть (возможно, проводкой) две плотины разрушенных ГЭС. Кроме того, могут потребоваться проводки и на мелководных перекатах. После впадения р. Паозер воды в Ветлуге становится достаточно для беспрепятственного движения. От с. Быстри, живописно расположившегося на высоком, поросшем соснами левом берегу, долина реки становится уже и глубже, чаще появляются песчаные пляжи.
После слияния с Вохмой, практически не уступающей Ветлуге по полноводности, ширина реки увеличивается до 50 - 60 м. Ниже путешественникам, возможно, придется встретиться с проблемами лесосплава, который проводится по Вохме. В 4 км ниже впадения Вохмы на левом берегу Ветлуги стоит с. М.Раменье, откуда по узкоколейке местным поездом можно вернуться на магистральную железную дорогу (разъезд Супротивный). Ниже по Ветлуге до Михайловицы деревень мало, берега лесистые, обычно более высок левый берег. Далее повышается правый берег, огибая который, река поворачивает на юг. От Верхнеспасского, где к Ветлуге подходит оживленная дорога, населенность берегов увеличивается. У автодорожного моста (с. Б.Варакино) можно закончить путешествие и доехать до станции Шарья (18 км) автобусом или попутным автотранспортом. Ниже до пристани Голыши у железнодорожного моста имеет смысл плыть, лишь удостоверившись, что в тамошней запани нет леса. В Голышах на левом берегу Ветлуги - конечная остановка городского автобуса, которым можно доехать до вокзала Шарьи.

Источник: Воронов Ю.Б. "100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке". М., "Мир", 1993.

Сканирование: М. Трусков, Тула - 2002.

В начало страницы | На главную страницу | Карта сервера | Пишите нам

Сергей Лебедев [narayan], 13.03.2007
Информация устарела. Лесосплава на Ветлуге уже нет, узкоколейка разобрана до п. Сосновка, пос. Дудное, откуда раньше можно было уехать в Зебляки, теперь уже не существует и узкоколейка разобрана. Места стали ещё более дикие, что впрочем делает ещё более привлекательными.

за более подробной информацией по этим местам - пишите Sergey.swan@inbox.ru

С уважением, Сергей.
 Аноним, 02.11.2007
И дорога эта Малое Раменье - Супротивный вовсе не узкоколейная, а обычной ширины колеи.
 narayan, 04.11.2007
Именно так. Насколько мне известно, в день раз или два ходит "Тарзан" с двумя вагончиками.
 Евгений, 30.08.2009
Прошелся по Ветлуге от Кунеево до Шарьи с 16 по 23 августа... Двойственные впечатления. С одной стороны, дикие места, первозданная природа, в общем, красотища... С другой стороны, когда видишь эти последствия лесосплава, ряды сгнивших бревен по берегам на поворотах... Такая злость поднимается на тех, кто загадил такую потрясающую речку. А добил меня больше всего разговор с местными в Шарье. Это когда они заявили, что немцы предлагали очистить дно и берега Ветлуги от бревен. Взамен этого они хотели все выловленные бревна забрать к себе в Германию. Наши власть предержащие придурки не согласились. Вот уж действительно, как говорится, ни себе, ни людям.
Что же касается непосредственно маршрута, то должен отметить, что Ветлуга - река коварная. Основные трудности - это:
1. Бревна и поваленные деревья в русле. Особенно с учетом того, что в июне месяце в Кировской области был ураган и массу деревьев по берегам повалило в реку. На иных участках маршрут напоминает лавирование среди торчащих из воды ветвей и стволов. У меня даже случился один киль из-за того, что я налетел на бревно, которое из воды не торчало, но было под поверхностью.
2. Мели. Ветлуга - река извилистая. Соответственно, на поворотах образуется масса песчаных пляжей. Все бы ничего, даже удобно, можно остановиться и позагорать, но дело в том, что отмели песчаные протягиваются как минимум на три четверти ширины реки, так что проход есть только под обрывистым берегом. Я лично за 8 дней пути ни дня не обходился без проводок, особенно в первые два с половиной дня, до впадения Вохмы.
 vetl, 14.05.2011
Полностью согласен с предыдущим оратором информация деиствительно устарела http://vetluga250.wen.su