Ваймуга, Сия - Северная Двина (150 + 50 км).

Обозерская - Самодед (40 км) - Н.Ильма (40 км) - Н.Пермилово (40 км) - Осередок (30 км); Сийские озера - Сев. Двина (30 км) - пристань Волочек (20 км).
Июль-август, 8,0 баллов.
Схема 29

Этот маршрут, привлекательный своей доступностью и разнообразием, в последние годы завоевывает популярность у туристов-водников.
Путешествие начинается на ст.Обозерская железной дороги Вологда-Архангельск. Байдарки можно собирать на берегу Обозера, из которого вытекает Ваймуга, или у железнодорожного моста через реку(расстояния от станции до воды примерно одинаковы, около 2 км). Впрочем, во второй половине засушливого лета речка, не дойдя до моста, исчезает в понорах (здесь сильно развит карст). Вода в русле вновь появляется лишь через 3 - 4 км, но и дальше, на протяжении 5 - 6 км, примерно до моста дороги Обозерская - Самодед, неизбежны частые в такое время проводки на каменистых перекатах.
Приняв несколько притоков, после впадения Пены Ваймуга расширяется до 25 - 30 м. Долина реки пологая, смешанные леса с преобладанием ели и осины перемежаются прибрежными лугами.
Более надежен сплав от крупного поселка лесопереработчиков Самодед (ст.Пермилово). Здесь ширина реки достигает 40 - 50 м, больше становится валунов в русле, появляются несложные пороги, которые встречаются и дальше до Нов. Ильмы. После Ниж. Пермилова сплошные смешанные леса по берегам, изредка прерываемые старыми вырубками, начинают перемежаться лугами и полями, появляются песчаные пляжи.
Приняв доступный для байдарок правый приток Калажму, Ваймуга расширяется до 60 - 70 м. Можно плыть по ней до впадения в Емцу и далее до Емецка (это еще 20 км), откуда скоростные суда отправляются до Архангельска, но у моста старой архангельской дороги (с. Осередок) лучше прервать путешествие и попутным транспортом или пешком перебраться в бассейн Сийских озер (6 км). Здесь среди моренных гряд, покрытых беломошными сосновыми борами и ельниками, разбросано около двух десятков озер (Сийское, Долгое, Полозеро, Нюхчозеро и др.), связанных между собой протоками или каналами, вырытыми монахами известного в прошлом Сийского монастыря. Озера разнообразны по характеру и богаты рыбой. Места здесь очень красивы.
Речка Сия, вытекающая из озерного лабиринта, имеет ширину 15 - 20 м и быстро бежит по каменистым перекатам мимо смешанного леса к Двине. Последние несколько километров перед Двиной Сию сопровождают на луговых берегах только кусты ивняка.
Северная Двина в этих местах - широкая, до 1 км, судоходная река, ее течение довольно быстрое, левый берег более пологий, луговой, правый - возвышенный, лесистый.
Плавание заканчивается у пристани Волочек (пос.Брин-Наволок), от которой можно, пересев на рейсовое судно, добраться до Архангельска. Здесь же недалеко от берега проходит шоссе Архангельск - Вологда.

Источник: Воронов Ю.Б. "100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке". М., "Мир", 1993.

Сканирование: М. Трусков, Тула - 2002.

В начало страницы | На главную страницу | Карта сервера | Пишите нам

Тимман, 15.03.2005
Ваймуга река красивая и для 1 категории приятная только крайне безрыбная по причине голода местного населения и перестройки.Ухи не едали ни разу. Если набраться терпения то можно наловить гольяна он размером с палец но в полне сьедобен.Близкие к населенным пунктам ночевки могут быть чреваты недостачей некоторых предметов ( в нашем случае это была колбаса и продукты).
Грибов белых много было в нижнем течении.
 Александр, 12.08.2005
Cпасибо автору за прекрасное повествование. Не понятно откуда у него такие данные. наверно после изучения топографических карт масштабом от 10 км. Сам вожу группы на резиновых лодках " Турист-3" по Ваймуге.
Прекрасно знаю всю реку. Уху из свеже пойманного хариуса, окуня и сороги гарантир. Самые красивые места находятся в верхнем течении и к ним лучше доехать от станции пермилово 15-20 км. Если взять весь маршрут река Кяма-река ваймуга на наших плав средствах составит около 10 дней. В период плавания устраиваем днёвки и русскую баню. Думаю за это время любого желающего смогу научить ловить хитрого хариуса. Кстати, снасти мы тоже предоставляем. С удовольствием сам приму туристов. Вся экипировка у меня имеется. Достаточно прибыть к нам в костюме для леса. Мой телефон 89212402234 - Саша , адрес pbl6ak@atnet.ru
 Александр Северный, 16.04.2006
Уважаемые рыболовы, туристы и охотники здравствуйте!
Сейчас в Архангельске создано два форума для общения рыболовов, охотников и туристов.
Ссылку на второй Вы найдете в отдельной теме этого форума.
Здесь вы найдете много материалов о Ваймуге и реке Сие.
Есть возможность посетить наш край, порыбачить.
Обязательно дам ссылку на Ваш форум у себя.
Очень понравился Ваш форум и сайт :D
Предложения для туристов можно посмотреть на сайте www.sanatatur.by.ru